22 ноября
Загрузить еще

Представляем 19-й альбом книжной коллекции - «Тициан». Уже в продаже!

Представляем 19-й альбом книжной коллекции - «Тициан». Уже в продаже!
Фото: «Автопортрет в меховой мантии», 1562 г.

Елена ЛАПТЕВА, корреспондент отдела культуры, рассказывает о своем любимом художнике: Тициан: союз рыжих

Многие девушки - да что там говорить, и солидные дамы, - выбирая себе краску для волос «тициан», даже и не догадываются, что это название имеет самое прямое отношение к великому портретисту эпохи Высокого Возрождения. Именно Тициан изобрел этот интересный буро-рыжий цвет, глубокий, теплый, словно светящийся изнутри.

Этим дивным светом сияют все его картины. Главный объект на них - полуобнаженная лежащая женщина. Одну только «Данаю» он рисовал четыре раза. (Не путайте с «Данаей» Рембрандта, облитой кислотой в Эрмитаже. Тициановские все целехоньки!).

Хотя его картинам тоже доставалось. Знаменитую «Венеру Урбинскую» Марк Твен обозвал как-то «тупейшей и самой неприличной картиной в мире». Ну нашел к чему придраться! Мифологический сюжет: обнаженная женщина полулежит на кровати, причинное место рукой прикрыла. Вы не поверите: двести лет велись споры, является полотно порнографическим или нет!

Конечно, у Тициана есть множество полотен и на религиозные темы, и исторические портреты. Но все же женщины ему удавались лучше всего. Натурщицами художнику часто служили венецианские куртизанки, многие из которых добились даже относительно высокого положения при дворе.

Кстати, Тициан был одним из немногих художников, который не терпел в своей жизни никаких лишений, а напротив - пользовался почетом и уважением. Его дом всегда был открыт для друзей, чаще всего высокопоставленных, которые с удовольствием покупали его работы.

«Похищение Европы», 1559-1562 гг.

Одни из самых известных работ - «Похищение Европы», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Незнакомец с серыми глазами». Последняя выставлялась в этом году в Музее имени Пушкина в связи с приездом Сильвио Берлускони. А ту самую «неприличную» «Венеру Урбинскую» выставляли в Москве в 2000 году - как раз к приезду тогдашнего президента Италии Карло Чампи. Тогда говорили, что это не картина сопровождает президента, а президент - картину, настолько важным культурным событием стал для москвичей и гостей столицы приезд «Венеры»...