Андрей ДЯТЛОВ, ведущий рубрики «Анекдоты в номер», рассказывает о своем любимом художнике - Василии Перове:
- Он очень хотел рисовать на библейские темы, но мы не знаем этих картин Василия Григорьевича Перова, как знаем, например, «Явление Христа народу» Александра Иванова. А вот «Чаепитие в Мытищах», «Тройку» (ту самую, где дети на санках бочку волокут!) помним, кажется, еще со второго класса.
Перов родился в Тобольске 21 или 23 декабря 1833 года. Точно это неизвестно. Но вообще он не Перов, а незаконный сын барона Г. К. Криденера. Фамилия Перов - это от прозвища, которое ему дал учитель грамоты, дьячок, за хороший почерк.
Василий отучился в художественной школе в Арзамасе, где написал, между прочим, картину «Распятие». В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И одну за другой стал получать медали за свои работы: в 1856 году - за представленный в Императорской Академии художеств этюд головы мальчика, в 1858 году - за картину «Приезд станового на следствие», в 1860 году - малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», в 1861 году - большую золотую медаль за «Проповедь в селе». Эта большая золотая медаль, как полагается, давала ему возможность поколесить по Европе. Поучиться. Но Перову в Европе оказалось скучно, и он вернулся в Москву раньше срока, отведенного на поездку.
И тут его как прорвало: с 1865-го по 1871 год он пишет «Монастырскую трапезу», «Проводы покойника», «Тройку», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Рыболов»… А в 1872 году - лучший портрет Достоевского.
|
Помня свое «Распятие», Перов все еще пытается вернуться к Библии и ее непростым сюжетам…
Он пишет, например, картины «Божия Матерь с Христом у житейского моря», «Христос в Гефсиманском саду», «Снятие со креста»…
Но современники называют их «странно задуманными» и неудачными… Честно говоря, повторюсь, про них мало кто знает и помнит.
Зато кто с закрытыми глазами не опишет, детально, со смаком, его «Охотников на привале»! Смотришь - и понятно, о чем там у них треп идет. Да анекдоты и охотничьи байки они травят!
По сути, в этом и был главный трюк изумительного художника: нам понятны до сих пор все его картины, все, что на них говорят люди - босяки, дьячки и дети, запряженные в бочку… Мало кто умел и умеет так звучно рисовать.