Наталия АНДРЕАССЕН, заместитель редактора регионального отдела, о любимом художнике Ренуаре: В жизни достаточно скучных красок, не будем фабриковать новые
- …Картин тогда было не купить, как, впрочем, и хорошую книгу, и хороший сервелат, и когда на моем пианино появились две девочки, саморучно приклеенные на деревянную основу заводским художником, комната наполнилась новым звуком.
Девочки были увеличенным фрагментом картины П. О. Ренуара «Танцы в «Мулен де ла Галетт», они слегка улыбались, о чем-то перешептываясь, но отзвук их голосов слышен был почему-то только на расстоянии - ну если отойти от пианино метра на полтора. Вблизи девочки будто размывались. Вдали - оживали и наполняли комнату своим воздушным разноцветным счастьем.
Глядя на них, мой папа сказал, что все ренуаровские девочки похожи на меня (ну или я на них). Поэтому Ренуар - его любимый импрессионист. С ним, с Пьером Огюстом, я и впитала это воздушное понятие - импрессионизм (от impression - «впечатление»). Впечатление от окружающего мира он передавал короткими мазками, и блики красок заполняли пространство - и на полтора метра, и дальше - светом и счастьем.
Шестой ребенок в семье портного, Пьер Огюст был отдан на обучение в фарфоровую мастерскую. И один из рабочих, который на досуге занимался живописью, как-то дал мальчику холст и краски. Ребенок нарисовал свою первую картину, на торжественный просмотр которой - ее водрузили в центре бедной комнатки семьи Ренуаров - пригласили того самого мастера-самоучку. Тот посмотрел, помолчал. И попросил родителей Пьера не препятствовать ему стать художником...
Ренуар поступит в Школу изящных искусств в Париже. Встретит Клода Моне и Сислея и будет спорить с ними о «новом Возрождении» в искусстве (они еще не придумали тогда термина «импрессионизм»), в котором им всем предстоит поучаствовать. А еще он встретит там Эдуарда Мане, который в 1863 году выставит в Салоне Отверженных (официально разрешенном Наполеоном III!) свой «Завтрак на траве» - картину, которая будет считаться началом эпохи импрессионизма. Это будет уже не портретное отображение жизни на полотне, а игра света в картине. Этот бликующий жизнеутверждающий свет и станет самым важным элементом творчества Ренуара. Но Пьер Огюст заставит его передавать впечатление не только от природы, но - главное - от человека. И все его люди будут излучать радость.
|
«Для меня картина должна быть всегда приятной, радостной и красивой, - говорил художник. - В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых».
И когда в конце жизни 78-летний больной, парализованный Пьер Огюст встретится с безудержным кубизмом Пикассо, он не будет громить его в пух и прах. Он просто до последних дней, зажав кисть в зубах (руки уже не двигались), станет писать свою последнюю картину - натюрморт. Она должна быть радостной! Как любая картина. Как образ его натурщицы Алин, которая - вспомнить только, думал Ренуар, глядя из окна своей шикарной квартиры на Монмартре, - начала появляться в его картинах с 80-х годов, стала его женой в 1890-м, родила ему третьего ребенка в 1901-м (Ренуару было 60 лет!) и, увы, умерла (в 1915-м, через год после того как на мировую войну ушли двое их старших сыновей).
…Глядя то в окно, залитое новым веком, новой, пылающей лихорадочным румянцем эпохой, то на свой мольберт, Ренуар все еще будет исправлять последний холст, добавляя в него блики. Свет. Впечатление. Которое на расстоянии всего лишь полутора метров уже дарит ощущение бесконечно прекрасной жизни. Ведь она прекрасна, не правда ли?!
Больше о коллекции "Великие художники" читайте здесь>