Анна Селиванова, главный редактор «КП» в Украине», о любимом художнике: Тайну своей «Неизвестной» Крамской так и не раскрыл
«Кокотка в коляске» - так окрестили в первый же день выставки удивительный женский портрет кисти Крамского, который художник скромно подписал «Неизвестная». Скандал по поводу «сомнительной» картины разгорелся нешуточный. Ведь Крамской - мозг, душа, идейный вдохновитель реалистического искусства, совесть «передвижников». А тут - скандал!
Hо к скандалам Иван Николаевич относился спокойно. Точно уж - не боялся. После его студенческого бунта в Академии художеств, когда по идеологическим мотивам учебное заведение покинули 14 будущих живописцев, возмущение публики его не пугало. Кто мог подумать, что в этом хрупком юноше из Воронежской глубинки окажется такой стержень. Три года он обучался искусству ретуши у харьковского фотографа. А потом приехал покорять Москву (тоже в качестве ретушера). Но первые же его художественные работы покорили специалистов. В Академии художеств он получил малую золотую медаль. Шел на большую… но ушел в «Товарищество передвижников». С тех пор служил образцом моральных принципов в русской живописи. И вдруг…
Нет, все ценители и критики по-прежнему высоко ставили талант художника. Иван Николаевич сумел передать чувственность и дразнящую красоту героини. Словно царица, возвышается она над холодным городом, проезжая в карете по Аничкову мосту Санкт-Петербурга. Но сам факт появления портрета дамы легкого поведения напугал многих тем, что Крамской сумел уловить: грядет новая эпоха и у нее будут новые герои.
«Неизвестно, кто эта дама: продажная или порядочная», - рассуждали многие и тут же бросились выяснять личность «незнакомки», как окрестили картину в народе. Увы, поиски «оригинала» ни к чему не привели. Удалось выяснить лишь то, что молодая красавица одета по последней моде 1880-х годов. На ней шляпа «франциск», отделанная изящными перьями, шведские перчатки из тонкой кожи, пальто, украшенное собольим мехом, муфта, золотой браслет. Наряд, претендующий на дорогую элегантность. Но, увы, кодекс неписанных правил русской знати считал дурным тоном строгое следование моде. Поэтому мнение публики было однозначным - великий портретист, писавший Толстого, Шишкина, Соловьева, Боткина, опустился до кокотки! Какой позор! Третьяков даже отказался покупать портрет для своей ныне знаменитой галереи.
|
Но жизнь все расставила по местам. Сначала «Неизвестную» стали считать воплощением образа Настасьи Филипповны, потом - Анны Карениной, позже - «Незнакомки» Блока. А сегодня - воплощением женственности и, пожалуй, одним из лучших портретов Крамского.
Ну а кто эта дама, так и осталось тайной как для современников мастера, так и для потомков...
Больше о коллекции "Великие художники" читайте здесь>