21 ноября
Загрузить еще

Представляем 12-й альбом - Караваджо: Настоящий христианин

Представляем 12-й альбом - Караваджо: Настоящий христианин
Фото: Автопортрет, ок. 1600 г.

В 1986 году знаменитый британский режиссер Дерек Джармен снял фильм «Караваджо». Фильм получился почти немой - редкие диалоги да голос за кадром. Оно и понятно: когда речь заходит о Караваджо, слова не нужны. 

Он прожил всего 37 лет, причем большую часть отмеренного ему времени - в оргиях и запоях, а потом в болезнях и душевных муках. И при этом был искренне верующим, что видно почти в каждой его картине. 

Например, «Вакх с чашей в руках» (около 1593 г.) - одно из первых полотен, принесших ему известность. Вакхов в XVI-XVII веках художники любили - по традиции еще со времен Возрождения. Но вакх у Караваджо - отталкивающий, неприятный, обрюзгший, со всклокоченной бородой, толстым слоем грязи под ногтями. Слабый и грешный человек - таким же, наверное, Караваджо видел и самого себя… Такое вот живописное покаяние. 

В композициях на евангельские сюжеты - «Уверение Фомы» (вторая половина 90-х гг. XVI в.) и «Ужин в Эммаусе» (1599 г.) - встречи апостолов с воскресшим Христом представлены на первый взгляд как незатейливые бытовые сцены. Но потом замечаем: Караваджо играет светом - вокруг апостолов мрак, сами же ученики Христа утопают в сиянии. Это божественный свет, и в нем проступают истинно человеческие черты апостолов - удивление, беззащитность и глубокая внутренняя растерянность перед тайной общения с Богом.

Позировали художнику в основном бродяги и проститутки - даже для библейских сюжетов, на которые у итальянского духовенства был спрос. Не смущало клириков и то, что святые и апостолы выходили у него точно такими же, как позировавшие ему люди. 

Излюбленная тема - призвание человека Богом. В картине «Обращение Саула» (1601 г.) - известная библейская сцена. Саул - будущий апостол Павел, а до того - яростный гонитель христиан, на пути в Дамаск слышит голос Христа: «Саул, Саул! Что ты гонишь меня?» А на картине слабый человек, упавший под впечатлением случившегося под ноги своей лошади, словно бы тонет в божественном свете, на лице его ужас и бессилие. Более того, массивный лошадиный круп занимает верхнюю часть картины и невольно отвлекает зрителя от фигуры Саула - от этого еще острее чувствуется его беспомощность. 

Кающаяся Мария Магдалина, 1596 г.

В 1606 году Караваджо убил на дуэли римского аристократа и попал в немилость и к его родичам, и к Папе Римскому. Он и сам потрясен случившимся, вынужден бежать из Вечного города и скитаться в ужасающей нищете. Его преследуют наемные убийцы, выясняется, что он тяжело болен сифилисом, который в начале XVII века еще не умели лечить. На чужбине он все ждет прощения от Папы. Не потому, что ему так важно вернуться в Рим, а потому, что ему как христианину прощение требуется больше жизни. 

В эти годы в его работах на первый план выступают Страсти Христовы. Но совершенно необычным образом. Например, в «Бичевании Христа» (1608 г.) облик Христа почти лишен следов физических страданий. Кажется, его фигура излучает яркое, озаряющее все пространство сияние, которое притягивает, завораживает зрителя. Художник запечатлел Христа в момент тяжелейших страданий сильным и прекрасным не только духовно, но и физически.

А вот в «Распятии апостола Петра» (1608 г.) апостол, разделивший судьбу Сына Божьего, предстает старым, бессильным человеком с грубоватым крестьянским лицом, в котором нет ничего, кроме страха и боли.

Так и не дождавшись прощения, Караваджо умирает в 1610 году в городке Порто д’Эрколе. Но не от сифилиса и не от пьянства - а от солнечного удара… 

…В 1940 году Грэм Грин написал свою знаменитую книгу - «Сила и слава». «Никто не может постичь суть христианства больше, чем душа грешника» - за эту мысль, содержащуюся в книге, Ватикан ее запретил. А ведь слова в книге -  как раз о Караваджо, погрязшем в грехе истинном христианине, для которого покаянием стали его полотна.