Диего Веласкес родился не в свое время - на стыке столетий, в 1599 году, слишком поздно для того, чтобы примкнуть к Возрождению, и слишком рано для того, чтобы попасть в когорту поборников европейского просвещения.
В его времена в искусстве преобладало барокко, стиль загадочный, обманывающий человеческие чувства игрой пространства и формы. В этом обмане был особый смысл - подчеркивалось, что чувства человека несовершенны, и сам он, стало быть, несовершенен, вопреки всему, во что верили титаны Возрождения. И были в этом стиле, несмотря на его роскошную вычурность, какая-то холодность и пустота, какая-то червоточина, не зря же само слово «барокко» переводится как «порок».
Но Веласкес человека любил куда сильнее, чем отстраненное совершенство космических форм. Поэтому и не вписался в эпоху барокко, а стал первым реалистом Европы.
Его самые сильные произведения - портреты. Писал он в основном лица испанской знати. По его картинам, как по учебнику истории, можно изучать быт, одежду, интерьеры тех времен. Но особый интерес представляют лица. Потому что, как и положено реалисту, Веласкес добивался не просто портретного сходства. Через лицо каждого своего героя он пытался передать типические качества всего сословия, которое этот герой представлял.
Вот портрет Папы Римского Иннокентия Х (1650 г.). Роскошное бархатное кресло, украшенное золотом и драгоценными камнями, дорогой перстень на непринужденно опершейся о подлокотник холеной руке. И взгляд Папы исподлобья - хитрый, напряженный и затравленный. Иннокентию Х, интригану и политику, никогда не хватало уверенности в себе. Пробиваясь в Ватикан, он искал поддержки у своих родственников - богатейшей семьи Борджиа, но, став во главе католической церкви, оказался по рукам и ногам опутан родственными обязательствами и интригами.
Или одна из самых знаменитых работ художника - портрет инфанты Маргариты Австрийской (1660 г.) В полумраке королевских покоев, в огромном тяжелом платье - хрупкая, растерянная и очень одинокая девочка с большими удивленными глазами. Она старается казаться взрослой, но, увы… Эта девочка так и не стала королевой Испании, как ее мать, тоже из рода Габсбургов и тоже Маргарита, жена короля Филиппа III, умершая через год после рождения дочки. Зато по всему видно, что Веласкес инфанту очень любил.
А вот и Филипп IV Габсбург, король Испании (портрет 1656 г.). Во всех чертах короля - изнеженность, высокомерие и следы вырождения, этот бич династии Габсбургов, все время заключавшей браки между близкими родственниками. Филипп IV никакого интереса не питал к государственным делам, предпочитая им бесконечные праздники и развлечения. Королевский двор в его времена утопал в роскоши, Испания - в нищете.
А вот Веласкеса король любил, сделал дворянином, назначил придворным живописцем и вообще ввел моду на Веласкаеса. И вот ирония судьбы: самый первый портрет Филиппа IV (1623 г.), на котором король выглядел ну почти как Бэтмен и за который художнику и были пожалованы высочайшие милости, не сохранился. А другой, реалистичный, дожил до сих пор.
|
Но портреты Веласкеса - это еще далеко не все.
30-40-е годы XVII века считают периодом высшего расцвета художника. К тем временам относится и полотно «Венера с зеркалом». Венера лежит на софе, спиной к зрителю, за ней видно детали интерьера и Амурчика, держащего зеркало. В зеркале отражается ее лицо, а если приглядеться внимательно - и противоположная сторона комнаты. Даже сегодня с помощью компьютерной графики не каждый может создать нечто подобное. И все его работы были объемными, как голограммы, и этим завораживали.
Вскоре после смерти Веласкеса прервалась и правившая Испанией династия Габсбургов.
Править Испанией стали французы - Бурбоны, не признававшие другого искусства, кроме барокко, происходившего тоже из Франции. Уже первый из них, король Филипп V Анжуйский, никак не мог взять в толк, как его предшественники могли любить Веласкеса, если тот изображал их уродами?
Мода на Веласкеса закончилась, ученики его канули в безвестности, и лишь через 200 лет его открыли заново. Кстати, опять французы.