22 декабря
Загрузить еще

Александр ВОЛКОВ: «Бардак в стране всем надоел»

Александр ВОЛКОВ: «Бардак в стране всем надоел»

Бесконечное противостояние премьера и президента всех давно утомило. А ответа на вопрос о том, как же стране выйти из затянувшегося политического кризиса, до сих пор нет. Но не для Волкова - одного из ведущих политических экспертов нашей страны. У него за плечами - богатый опыт работы в Администрации Леонида Кучмы и не один созыв Верховной Рады. Мы встретились с Александром Михайловичем несколько дней назад в его киевском офисе на улице Михайловской.

«На отставку спикера была Божья воля!»

- Александр Михайлович, главный скандал минувшей недели - отставка спикера Арсения Яценюка. Всем известно: молодой глава парламента пользовался симпатией со стороны президента. И вдруг в голосовании против него принимают участие депутаты от «Единого центра». Без них снять председателя парламента было бы невозможно. Означает ли это, что глава Секретариата Виктор Балога начал играть против гаранта?

- Нет. Аппарат - это совещательно-консультативный орган, даже не конституционный. А это значит, что гарант может назначать и снимать людей, которые там работают, ни с кем не советуясь. Ни один вменяемый глава государства не будет держать тех, кто не желает ему подчиняться или плетет интриги. Если Секретариат курирует депутатов из «ЕЦ», проголосовавших за отставку Арсения Яценюка, значит, на то была Божья воля.

- Каковы последствия отставки спикера для страны?

- Согласно ст. 88 Конституции все принимаемые Верховной Радой акты подписывает председатель парламента. Нет председателя - нет политических актов. Остаются только половые акты для внутреннего пользования.

- Но депутаты могут избрать нового спикера…

- Могут, но для этого необходимо 226 голосов. За снятие спикера голосовали: Партия регионов (175), БЮТ (20), КПУ (27), часть «нанайцев» (10) и примкнувший к ним Шепилов. Итого 233. Но они объединились для того, чтобы спикера снять. А вот для того, чтобы нового избрать, ситуация совершенно другая. Каждая политсила проголосовала за снятие, надеясь, что преемником будет их кандидат.

Вспомните президентские выборы 1999 года - тогда тоже была четверка, только каневская. И из этого роя не получилось... конструктива.

- Потому что не будет голосов «НУ-НС»?

- Нет. Потому что и у «НУ-НС», и у «регионов», и у Литвина, и даже у коммунистов есть свои конкретные интересы, ради которых они могут проголосовать. Но, к величайшему сожалению, их интересы не совпадают. У каждого своя свадьба.

- Получается, эта акция была направлена только на дестабилизацию работы Верховной Рады и президент опять всех переиграл? Но ведь он заявил: досрочных выборов в текущем году не будет.

- Во-первых, он заявил, что не будет досрочных выборов в этом году. Во-вторых, нет выборов - нет новой коалиции, нет новой коалиции - нет законного нового правительства. Даже при избрании нового председателя парламента постоянные приступы головной боли у президента и у Партии регионов остаются в виде правительства Тимошенко. Резюме: если не будет досрочных выборов, на хрена огород городили?

«Тимошенко не сама определяет свою позицию»

- Нардепы БЮТ, да и сама премьер, неоднократно говорили о незаконности действий президента…

- Если следовать логике Основного закона, глава Кабмина и депутаты БЮТ вообще не имеют права делать подобные заявления. У них нет на это полномочий. В Конституции черным по белому написано: президент на основании исполнения Конституции и законов Украины издает указы и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории Украины (ст. 106 Конституции). Поэтому всем надо выполнять, а не рассуждать. Не согласны - подавайте в суд. Только суд может трактовать законность или незаконность указов.

- В 2007 году в интервью «КП» вы назвали указ президента о досрочных выборах неконституционным…

- Было. Но в этот раз Виктор Андреевич подписал абсолютно легитимный документ. Вот если бы в 2007 году Юлия Тимошенко заняла сегодняшнюю позицию, я бы ее понял. Защищает закон - молодец! Но тогда она поддержала неконституционный указ гаранта, и незаконные выборы помогли ей прийти к власти.

- Почему Юлия Владимировна так упорно сражается за премьерское кресло? В условиях экономического кризиса ее рейтинг вряд ли вырастет. Между тем всем известно о ее президентских амбициях…

- Премьер не самостоятельно определяет свою позицию. У нее за спиной стоят мощные бизнесмены, которые вкладывали колоссальные средства во время выборов. В 2006 году они вообще оказались в оппозиции (а оппозиция и бизнес - понятия несовместимые). Теперь им снова грозят выборы. Это значит, снова открыть кошельки. Но, во-первых, они еще не вернули себе потраченное. Во-вторых, сидя в правительстве, они ежедневно лоббируют свои бизнесовые интересы. Так куда и зачем уходить?

- Получается, что Юлия Тимошенко в угоду экономическим интересам жертвует своими планами?

- Ну почему же? Сегодня два реальных кандидата в президенты: Юлия Тимошенко и Виктор Янукович. И у того, кто придет на президентские выборы с должности премьера, будет больше шансов выиграть. К его рейтингу прибавится еще и рейтинг главы правительства, а также административный ресурс. Главы обладминистраций если помогать не будут, то не станут и мешать. Они уже научены примером 2004 года. Вдруг не на того поставишь?

«Нужно определить полномочия президента и правительства»

- Как в сложившейся ситуации будет действовать Партия регионов?

- У них одна цель - возвращение к власти. Что бы они ни делали, это будет продиктовано этими соображениями. Через Кабмин у Виктора Януковича наиболее прямой путь к президентству.

- Но ведь тогда история повторится? Президент Виктор Ющенко снова объявит премьера врагом. Будут досрочные выборы.

- Для того чтобы не было перетягивания каната, нужно менять систему власти. В чем наша главная проблема? У нас два центра исполнительной власти. Президент имеет свою исполнительную власть в лице глав районных и областных администраций, министра обороны и председателя СБУ. А правительство по Конституции - свою. Но такого нигде в мире нет!

- То есть вы считаете необходимым вносить изменения в Конституцию?

- Конечно. Нужно четко определить роль и полномочия президента. Например, в Германии глава государства - это гарант Конституции, который представляет страну на международном уровне.

- Но это же свадебный генерал…

- Поймите, я не говорю сейчас о конкретных лицах. Я говорю о президенте как об институте власти. И так же надо сделать в отношении Кабмина. В этом вопросе я опять же склоняюсь к немецкой модели управления страной. Народ через избираемый им парламент контролирует главу исполнительной власти. В стране хорошо - пусть работает. Плохо - убираем. Бесконтрольность власти порождает диктаторов.

- Ну, народ мало что сегодня решает…

- А так не должно быть. Депутаты должны избираться по открытым партийным спискам. Сегодня что происходит? Люди голосуют за Тимошенко, а кого она приведет в парламент, понятия не имеют. Народ должен голосовать и знать своего депутата. А также иметь право его отозвать. Если этот пункт будет внесен в Конституцию, народные избранники задумаются, кого им слушать - лидера своей политической силы или своего избирателя.

- Но для этого необходимо, чтобы троица наших политических лидеров задумалась об этом и наконец-то договорилась. А это, кажется, уже невозможно…

- Я бы на месте троицы не испытывал терпение народа. У народа забирают право не только хорошо жить, но и право избирать. Бардак в стране всем надоел. Не можете договориться, не можете принять правильное решение, лучше сами уйдите, потому что Майдан вам покажется детской забавой.