О том, что Кабмин одобрил Бюджетную декларацию на 2025-2027 годы, в своем телеграм-канале написал народный депутат Ярослав Железняк. В соответствии с документом, в Украине не планируют повышать ни минимальную зарплату, ни прожиточный минимум в ближайшие 3,5 года. При этом инфляция в среднем будет расти на 10% в год, а доходы бюджета планируют увеличивать на 340 млрд грн ежегодно.
В Бюджетной декларации на 2025-2027 годы Кабмин предлагает отказаться от увеличения минимальной зарплаты и прожиточного минимума. Согласно документу, в 2025-2027 годах минимальная заработная плата останется на сегодняшнем уровне - 8000 грн.
«В 2025-2027 годы размер минимальной заработной платы составит 8000 грн, что обеспечит достигнутый уровень гарантии с учетом значительного повышения в 2024 году», - говорится в документе.
Прогнозные размеры прожиточного минимума и уровня обеспечения прожиточного минимума на 2025-2027 годы также установлены на уровне 2024 года.
Согласно декларации, в 2025-2027 годы прожиточный минимум на одного человека в расчете на месяц составит:
Можно было бы успокоить себя, что это формальные цифры и к 2025-му, а тем более к 2027-му году они еще могут поменяться. Но эксперты советуют не обольщаться. По словам исполнительного директора Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, цифры в бюджетной декларации – это реальный макропрогноз, который будет заложен в бюджет.
Напомним, когда с 1 апреля 2024 года минимальная зарплата в Украине, в соответствии с бюджетом на 2024 год, выросла до 8000 гривен, экономисты восприняли эти новости без энтузиазма, поясняя: денег в карманах украинцев больше не станет. Все просто: поскольку половина зарплат находится в тени, рост минималки приводит лишь к росту официальной части и, соответственно, увеличению налоговой нагрузки, но при этом «конвертная часть» уменьшается.
Кроме того, отмечали эксперты, вследствие того, что в сегодняшних условиях мало какой бизнес может похвастаться ростом прибыли, рост минималки становится своеобразным сигналом для повышения цен на товары и услуги. То есть предприниматели просто перекладывают возросшие издержки в цены.
Так, может быть, учитывая вышесказанное, в заморозке социальных стандартов более чем на три года нет ничего страшного?
Экономист Владислав Банков и сегодня говорит, что это «единственное нормальное решение нынешнего правительства».
- Данная заморозка при помощи инфляции, как основного инструмента, может помочь немного приспустить надутый бюджетный пузырь, - считает экономист. - Бизнесу от этого легче не станет, поскольку налоговая нагрузка вырастет по другим позициям. Возможно, непросто придется некотором категориям бюджетников. Но я все же думаю, что большинству чиновников предложат в качестве компенсации доплаты или премиальные.
В то же время Олег Пендзин считает, что ничего хорошего от заморозки минимальной зарплаты и прожиточного минимума среднестатистического украинца не ждет.
Дело в том, что минимальная зарплата и прожиточный минимум являются основой для расчета социальных стандартов, пояснил эксперт в комментарии Коротко про. В частности, от прожиточного минимума зависят субсидии, пособие по безработице (его максимальный размер составляет 4 размера прожиточного минимума), минимальный размер алиментов на ребенка (не менее половины прожиточного минимума), помощь лицам с инвалидностью, минимальная пенсия и еще десятки показателей. То есть рост прожиточного минимума действительно увеличивает доходы людей, в первую очередь, самых бедных и незащищенных. Но теперь, по всей видимости, на несколько лет об этом придется забыть.
- Сегодня весь социальный пакет финансируется за счет макрофинансовой помощи наших западных партнеров, - разъясняет Олег Пендзин. - Если завтра они скажут, что денег больше не дадут, выплачивать социальные платежи будет просто не на что, тем более их повышать. Потому что все налоги и сборы сегодня идут на войну. Так что другого выхода, кроме как замораживать социалку, просто нет.
Что касается налогов, то, обращает внимание Олег Пендзин, той же бюджетной декларацией запланировано, что ежегодно доходы казны будут расти на 340 млрд грн. Причем все налоговые новации лягут не на бизнес, а на простого потребителя, то есть на нас с вами.
- Акцизы, НДС, военный сбор – все это платит не бизнес, а мы с вами, - отметил эксперт в беседе с Коротко про. – И прогрессивная шкала налогообложения – это тоже для нас. При этом, например, об увеличении налогов на прибыль предприятий никто даже не заикается. Все налоговые новации – это дополнительный налоговый груз на конечного потребителя.
Исходя из всего вышесказанного, замораживание социальных стандартов - это объективная необходимость, которая реально повлияет на доходы населения, подытожил Пендзин. Тем более, что если уж быть до конца точным, в ближайшие годы, учитывая инфляцию, нас ждет не замораживание, а ухудшение соцстандартов.
- Если инфляция составляет 10%, а рост реальных доходов - 20%, люди начинают жить лучше, - приводит Олег Пендзин конкретные цифры. - Если роста реальных доходов нет, но при этом в стране дефляция, население также становится чуть богаче. А вот инфляция при замораживании социальных стандартов означает снижение реальных доходов населения.
Бюджетной декларацией в 2025 году (декабрь к декабрю) предусмотрена инфляция в 9,5%, в 2026-м – 10,4%. Это означает, что украинцев только в 2025-2026 годах ждет падение реальных доходов на 20%.