22 декабря
Загрузить еще

Налог 6% для тех, кто не хочет быть ФОПом: что с ним не так

Налог 6% для тех, кто не хочет быть ФОПом: что с ним не так
Фото: Українське радіо

Украинцы не любят платить налоги, поэтому нардепы не оставляют попыток изменить систему налогообложения, полагая, что это сможет поправить ситуацию. В конце октября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №10166, предлагающий создать новый налоговый режим для неофициально занятых лиц с базовой ставкой 6% от оборота. Авторы документа пояснили, что действующая упрощенная система налогообложения подходит не всем: кто-то не хочет становиться ФОПом, поскольку выполняет определенную работу лишь время от времени, а кого-то отпугивают процесс регистрации, необходимость вести отчетность и возможные проверки.

В законопроекте прописаны довольно амбициозные цели: ожидается, что общая сумма поступлений от предложенного спецрежима может составить около 10 млрд грн. Правда, у экономистов такие прогнозы не вызвали ничего, кроме смеха.

Что в законе

Предлагаемый в законопроекте специальный режим позволит работать без отчетности, а налоги со счета человека будет автоматически списываться банком.

Право на применение спецрежима налогообложения будут иметь лица, которые не являются самозанятыми и не используют труд наемных лиц. Доходы, полученные физлицом в рамках специального режима предлагают обложить налогом по ставке 6%, если сумма полученного в течение года дохода не превышает 153 минимальные зарплаты (на сегодня это 1,025 млн грн). Доходы сверх этой суммы будут облагаться налогом по обычной ставке 18%. При этом такие физлица (если они не работают исключительно с цифровыми платформами) должны работать через регистраторы расчетных операций (РРО), поскольку налоговые обязательства будут определяться именно на основании данных РРО.

В документе перечислено два десятка разрешенной деятельности для данного спецрежима: таксисты, курьеры, репетиторы, ремонтники, переводчики, фотографы, домашняя прислуга, няни, парикмахеры, мастера маникюра.

Общую сумму возможных поступлений от предложенного спецрежима авторы инициативы оценивают в 10 млрд грн. В качестве примера в пояснительной записке приводятся 300 тыс. водителей такси, которые сотрудничают с онлайн-сервисами – «цифровыми платформами». Из них ФОПами являются всего 4%. Депутаты настроены чрезвычайно оптимистично, предполагая, что до сегодняшнего дня именно необходимость оформлять статус физлица-предпринимателя была для водителей единственным препятствием к легализации. Но если это станет необязательно, то официально работать будут готовы от 63% до 100% (!) таксистов.

«Существует значительный потенциал по обмену информацией с операторами цифровых платформ, что станет первым шагом для приведения налогового законодательства Украины в соответствие с требованиями Директивы про административное сотрудничество относительно автоматического обмена информацией операторов цифровых платформ. Наряду с этим следует учесть также значительное количество лиц, которые работают индивидуально, без сотрудничества с цифровыми платформами, но готовы осуществлять свою деятельность в легальной плоскости на других условиях, чем регистрация физическим лицом-предпринимателем», - говорится в пояснительной записке к документу.

Европейская практика и опыт других стран

Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что введение подобных налогов является европейской практикой, поэтому дело не столько в самих налогах, сколько в европейском подходе.

- В ЕС нет упрощенной системы налогообложения, но есть аналогичная система налогов для мелкого бизнеса, - отметил экономист в беседе с KP.UA. - Суть простая: хочешь заниматься мелким бизнесом, но без найма людей, - можешь воспользоваться простой системой налогообложения. Не нужно регистрировать ФОП, достаточно зарегистрироваться в налоговой и раз в год сдавать отчеты. И 6% с оборота – это очень хороший процент, учитывая, что не надо платить ЕСВ. Это действительно может быть выгодно малому бизнесу.

Об опыте других стран, где вводились подобные налоговые новации, KP.UA рассказал аналитик компании «Центр биржевых технологий» Максим Орыщак. К сожалению, про 100%-ное желание налогоплательщиков легализоваться речь не идет.

По словам эксперта, на раннем этапе внедрения, в течение первых двух лет после запуска, граждане осторожно подходят к «подключению» к новой системе налогообложения. Целевой аудиторией на этом этапе может стать не более 1% от трудоспособного населения страны, а дополнительные налоговые поступления будут составлять порядка 0,02-0,04% от общего объема налоговых сборов. Как видим, не густо.

- Но если правительству удается сохранить стабильность параметров нового налога и организовать удобную систему подключения и администрирования, например через приложения коммерческих банков, то через несколько лет количество налогоплательщиков начинает быстро увеличиваться. Уже через пять-шесть лет после запуска целевой аудиторией могут стать 15-17% трудоспособного населения страны. Кратно увеличиваются и дополнительные налоговые поступления в бюджет - до 0,2-0,3% от общего объема налоговых сборов.

В некоторых странах эффект может быть более впечатляющим, и, говорит Орыщак, не исключено, что как раз Украина и станет таким примером. Однако делать точные прогнозы слишком рано: из-за войны остается неясной будущая структура занятости в стране.

- Что касается прямых последствий от внедрения подобного налога, то, как показывает практика, прежде всего они выражаются в росте цен на услуги, - подытожил эксперт. - Налоговые издержки из-за выбеливания доходов неофициально занятые граждане перекладывают на своих клиентов. Впрочем, поскольку процесс внедрения будет довольно продолжительным, потребители подорожания не заметят.

«Схема для отмывания» и «мертворожденная инициатива»

В свою очередь, экономист Владислав Банков отнесся к законопроекту без особого энтузиазма, отметив, что новые правила лишь увеличат затраты на администрирование и сократят безналичные расчеты, расширив нерегулируемый сектор экономики.

- Возникает подозрение, что создатели схемы надеются отмыть собственные коррупционные доходы по минимальной ставке, - предполагает Банков. – Например, депутаты, чиновники, правоохранители, военкомы и т.д. смогут таким образом легализовать преступные доходы, полученные от тотальной коррупции, сославшись на чрезвычайно успешную «самозанятость» родственников. Думаю, что всерьез никто и не рассчитывает на то, что данный налог будут платить граждане, фактически перебивающиеся временными подработками, чтобы просто выжить.

По словам Банкова, подобные инициативы в очередной раз указывают на оторванность власти от реального положения дел в стране, так как чиновники, живущие за счет иностранной помощи, полностью утратили связь с текущей ситуацией в Украине.

Аналитик Даниил Монин внимательно изучил законопроект о новом режиме работы для самозанятых по выделенному спектру услуг и также остался не в восторге от творчества «фискально озабоченных» авторов.

- Предлагается 6% налога при доходе до 1 млн грн и 18% налога при доходе свыше 1 млн грн, - говорит эксперт. - При этом надо обязательно ставить РРО и подключаться к цифровой платформе. Понятно, что если не пробил чек, оштрафуют по полной программе. Единственный бонус, который можно назвать, – это возможность не платить ЕСВ с минимальной зарплаты. На мой взгляд, это аналог первой группы ФОП. Но если там предприниматель просто заплатил фиксированную сумму и может спать спокойно, то тут авторы документа предлагают РРО «в каждый дом». Причем рьяно следить планируют за таксистами, курьерами, переводчиками, медсестрами, нянями, уборщиками и прочими самозанятыми, для которых получить супердоход просто нереально.

Словом, резюмировал Даниил Монин, выглядит как попытка поставить РРО всем из первой группы ФОП. По его словам, это «мертворожденная инициатива», которая будет проигнорирована даже в том случае, если будет проголосована. Банально - просто контролеров не хватит бегать за каждым, кто хочет выжить, и проверять, пробил ли он чек.