«Обмен любезностями» между польскими и украинскими чиновниками по мере приближения выборов в Польше ускорился. Поводом к выяснению отношений послужило украинское зерно, заполнившее польский рынок, – и понеслось. Дело дошло до того, что Украина пригрозила ввести эмбарго на польские яблоки, капусту, помидоры и лук. После этого заявления украинские потребители заволновались не меньше польских фермеров, опасаясь, что запрет на импорт взвинтит цены внутри страны.
Сможет ли Украина безболезненно отказаться от польских продуктов и от каких именно? Этот вопрос KP.UA обсудила с экспертами.
Эксперты не первый месяц говорят о необходимости введения пошлин на ряд польских товаров – свинину, колбасу, молоко, сыр. В ситуации, когда отечественные производители работают в условиях постоянных обстрелов, дефицита электроэнергии и трудовых ресурсов, пошлины помогли бы одновременно решить две проблемы: с одной стороны, помочь собственным предприятиям, с другой – «зеркально» ответить Польше на ее запреты, при этом чрезмерно не накаляя обстановку.
Вместо этого из уст чиновников понеслись громкие заявления об эмбарго, на которые поляки отреагировали очень болезненно. Причем, говорит эксперт Всемирного Банка Оксана Руженкова, эта реакция вполне закономерна, и причина не только в выборах. Польский фермер за последнее время немного «разбаловался» и привык к легкому сбыту в Украине. Наверняка, говорит эксперт, полякам понравились прошлогодние цены в Украине, и они даже расширили производственные площади в надежде на легкую прибыль.
Но, отмечает Оксана Руженкова, и без расширения площадей импорт из Польши в Украину за последнее время вырос до рекордных показателей. В частности, это можно заметить по молочной продукции, сокам, снекам, овощам, фруктам.
- На полках украинских супермаркетов присутствуют польские чаи, кондитерские изделия, мясная и овощная консервация, - отметила эксперт. - И если ограничения по молочке нежелательно вводить по политическим мотивам (поляки стали приглядываться к украинским биржевым молочным товарам – сгущенному молоку, сухой сыворотке и т.д.), то с польскими снеками (с теми же чипсами и кукурузными палочками) можно попрощаться очень легко – это только спасет собственного производителя.
Кроме того, считает Руженкова, украинскому правительству давно пора «навести резкость» на польский картофельный крахмал. При собственном перепроизводстве он нам на рынке совершенно не нужен. Полгода-год запрета на сухое картофельное пюре хорошо простимулирует украинских крахмальщиков поставить небольшие линии по переработке, и у нас наконец-то появится собственный продукт. А это – дополнительные поступления в госбюджет и новые рабочие места в проблемных прифронтовых регионах. Речь идет о Черниговской и Сумской областях, где давно наработаны необходимые бизнес-планы.
- Очень на руку нашим производителям был бы запрет на ввоз сухих овощей. Уверена, что кто-то отважился бы побороться за государственные гранты на развитие предпринимательства, - говорит Оксана Руженкова. – «Пауза в отношениях» поспособствовала бы росту переработки макаронных и крупяных изделий.
Эксперт говорит, что список можно продолжать долго, но это дело неблагодарное и непорядочное в плане соблюдения норм ВТО и элементарной признательности Польше за поддержку Украины во всех остальных вопросах в период войны. Это и поддержка наших беженцев, и поставки оружия и боеприпасов, и лечение наших военных.
Оксана Руженкова уверена: с Польшей и другими соседними странами нам нужно выстраивать долгосрочные дружеские отношения, особенно с учетом присоединения Украины к «Триморью» (объединение 13 стран ЕС, Украины и Молдовы. – Авт.). Политикам стоит более внимательно рассмотреть этот механизм и привлечь к его изучению коммерческие экономические институты. Наращивание взаимодействия в этом направлении поможет найти новые ниши для сотрудничества.
Обсуждая польско-украинский «торговый спор», многие эксперты говорят: не стоит учить поляков вести бизнес. Совсем наоборот: это нам стоит поучиться у них защищать своего производителя и «родное» сельское хозяйство. Зайдите в любой польский супермаркет – и вы увидите огромное разнообразие товаров, произведенных в стране – от яблок и помидоров до колбасы и селедки. И это не говоря о молочке, которой завалена не только Польша и Евросоюз, но и другие страны. Было бы у поляков хоть немного потеплее, они бы и в Африку умудрились продавать бананы и ананасы.
Сегодня польские фермеры продают свои продукты по всему миру – более чем на 30 млрд евро в год. А ведь всего каких-то 20 лет назад Польша не продавала, а покупала огромное количество продуктов, при этом на экспорт уходили лишь фрукты и мясо-молочка на сумму порядка 3 млрд евро.
Надо сказать, что польские фермеры не только работают не покладая рук, но и радикально отстаивают свои права. Они часто выходят на уличные митинги, требуя компенсаций от правительства по любому поводу – от поздних заморозков до гибели скота. Только за понесенные убытки в результате полномасштабной войны в Украине польские фермеры получили 3,4 млрд евро компенсаций.
Чиновники с «боевыми» фермерами стараются не связываться. Ведь чуть что не так – зальют навозом и депутата-«предателя», и все Министерство сельского хозяйства. Не удивительно, что Польша права своих фермеров в спорах с Евросоюзом отстаивает без всяких компромиссов.
Конфликтовать со своими фермерами не хотят не только чиновники, но и польские торговые сети, которым проще закупать продукты у своих производителей, чем терпеть фермерские пикеты и разборки. На посредничестве заработать тоже, как правило, не получается: в большинстве случаев продукция поставляется в польский магазин напрямую от производителя.
Надо сказать, что польские фермеры и раньше протестовали против украинских продуктов – то, на их взгляд, в стране было слишком много украинских фруктов, то ягод, то меда. Но сегодня, по словам аналитика Аналитического центра «Об’єднана Україна» Алексея Куща, ситуация сложилась просто «уникальная». Проблемы с экспортом украинского зерна через черноморские порты вполне могли стать отправной точкой совместного польско-украинского логистического бизнеса, на котором каждая из сторон могла заработать приличные деньги. Плюс под эти проекты можно было подтянуть миллиардное инфраструктурное финансирование из ЕС. А это еще один источник доходов, создание рабочих мест, обновление транспортной инфраструктуры в приграничных районах двух стран, эффект мультипликатора для экономики.
Но вместо этого, констатирует аналитик, получилось бодание вокруг примерно 100 млн долларов, которые могут заработать либо наши зернотрейдеры, либо польские фермеры.
А ведь в альтернативном варианте речь шла бы о прибылях в размере миллиардов долларов, причем не разовых, а постоянных. Это могли бы быть «сухие порты» в Польше для украинского зерна на условиях таможенного склада, раздаточный транспортный хаб во Львовской области с точками перехода с украинской на европейскую колею или включение Украины в колоссальный европейский инфраструктурный проект Rail Baltica - железнодорожный коридор на европейской колее из стран Балтии в Польшу через Сувалкский коридор.
Все эти предложения могли бы создать систему масштабной транспортировки украинского зерна в Польшу и хранения его там на условиях таможенного склада без поступления на внутренний рынок и значит - без вреда для местных фермеров.
Из сухих портов зерно можно транзитировать по территории Польши в балтийские порты и продавать на мировых сырьевых рынках по мере улучшения ценовой конъюнктуры, продолжает аналитик. И делиться прибылью с партнерами, а не пытаться их «кинуть». Ведь Польша не была приспособлена для транзита украинского зерна в таких объемах, но инвестиции в инфраструктуру для расширения пропускных возможностей ей априори выгодны.
- Кое-что из перечисленного пытается делать частный бизнес, но «расшивка» нашей и польской инфраструктуры, строительство новых подъездных путей на европейской колее, раздаточный хаб во Львовской области и т.д. требуют около 10 млрд евро "длинных" денег. Такие ресурсы можно привлечь лишь в рамках программ государственно-частного партнерства, то есть без усилий польского и украинского правительств не обойтись, - резюмировал Кущ. – Но такие программы нереально запустить, когда министры работают «на подтанцовке» десятка зернотрейдеров. Принимать стратегические решения им просто некогда - за это не платят и не спрашивают за отсутствие стратегии. А вот за проталкивание за границу зерна десятка компаний и платят, и спрашивают. Так что приоритеты расставлены.