Хотя в стране война, спрос на автомобили в Украине не уменьшился. Для многих это вопрос собственной безопасности, чтобы оперативно эвакуироваться, также волонтеры регулярно покупают авто на фронт. Так, по данным Укравтопрома, в июле украинцы купили более 1,5 тыс. легковых авто (причем новых – 62%) – это рекордный показатель за последние 19 месяцев. И это только гибридные автомобили.
По сравнению с июнем-2023, в Украине в июле на 9% увеличилось количество регистраций подержанных легковушек, ввезенных из-за границы (18,8 тыс.).
То есть нельзя сказать, что авторынок стоит, хотя, как и все другие отрасли, сталкивается с большими проблемами. KP.UA выясняла у экспертов состояние автомобильного хозяйства в стране и интересовалась его перспективами.
– Сейчас наблюдаем колебания и нестабильность рынка. Иногда бывают хорошие скидки на авто, но в основном цены на автомобиль, по сравнению с довоенным временем, выросли на несколько тысяч долларов в зависимости от модели. На продажу влияют также ракетные и дроновые атаки: люди, планировавшие продать авто, часто покидают места массированного обстрела, и продать авто не так легко, - говорит эксперт компании по подбору авто AutoHelp Ярослав Шевченко.
И «живой» автомобиль найти все сложнее и сложнее.
- Реальных продавцов мало, они либо уехали, либо держат свой хороший автомобиль при себе. На рынке в основном встречаются автобизнесмены, у которых не очень ликвидные или некачественные авто, – объясняет Ярослав Шевченко.
По мнению руководителя развития продуктов подержанных авто AUTO.RIA Ирины Кобернюк, ситуация сложная, но не катастрофическая.
– После сентября 2022 года ситуация на автомобильном рынке в основном остается стабильной – так называемое «статистическое плато». Объемы, конечно, меньше, чем до полномасштабной войны, где-то на 25-35% в зависимости от сегмента авто, но автомобильный рынок пока «живой» и продолжает развиваться.
По ее словам, главное доказательство тому – официальная статистика сделок по продаже за месяц.
- Среднее количество импортированных легковушек с пробегом в «ковидные» времена достигало более 40 тысяч авто в месяц, сейчас – около 16 тысяч авто в месяц (учитывая авто для частного использования или для бизнеса).
Эти данные касаются именно официального импорта подержанных легковых авто, которые были поданы на первую регистрацию в сервисные центры МВД для частного использования или для бизнеса. Они не учитывают автомобили всех типов, приобретенных (или переданных) для ВСУ через государственные каналы или волонтерами. В военное положение эти данные не обнародуются.
По словам Ярослава Шевченко, количество ввозимых автомобилей не увеличилось, потому что цены выросли на несколько тысяч, что связано с усложнением логистики – через Литву вместо Одессы. Но некоторые тенденции сохранились на уровне довоенных.
– Многие завозят и популяризируют электротранспорт, который пользуется стабильным спросом, – говорит Ярослав Шевченко. - Если раньше везли из США (в основном "Теслу"), то сейчас это Китай и Корея, их автомобили с запасом хода, как у "Теслы", стоят вполовину меньше американского бренда. Тенденция, как для военного времени, интересная. В июле 2023 года украинцы приобрели 924 легковых автомобиля, ввезенных из Китая. Из них 616 – новые и 308 – подержанные.
По данным Укравтопрома, в июле украинцы приобрели 3464 электромобиля (новых - 586, подержанных - 2878), что на 11,5% больше, чем в июне. А с начала года первую регистрацию прошли более 16 тысяч электромобилей, что почти в три раза больше, чем за первые семь месяцев 2022 года.
На вопрос, есть ли смысл сегодня приобрести автомобиль как вложение денег на перспективу, эксперты отвечают единодушно: "не на часі".
– Как объект вложения средств авто рассматривать сейчас не стоит. Того количества людей, которые могли бы заинтересоваться покупкой, сегодня нет, поэтому может быть сильная задержка с продажей или не продать вообще, - объясняет Ярослав Шевченко.
Ирина Кобернюк согласна с коллегой и приводит дополнительные аргументы.
- В Украине автомобиль можно рассматривать, в основном, как транспортное средство со всеми присущими ему, как товару, особенностями: износом, старением, увеличением пробега и потерей цены со временем через упомянутые моменты. Поскольку у нас до сих пор отсутствует рынок ретроавтомобилей, которые с увеличением своего возраста могут приобретать большую ценность как редкие предметы и интересовать коллекционеров, остается только упомянутая транспортная функция, - говорит она.
Что касается элитных авто, то они также продаются, хотя и гораздо меньше, чем до февраля 2022 года.
– По данным ГСЦ МВД Украины, ежемесячно видим единичные продажи автомобилей, которые можно отнести к группе «премиум», – говорит Ирина Кобернюк. – Например, на июль 2023 года нашлись покупатели на 21 Maserati, 12 Bentley, 4 Rolls-Royce, 2 Lamborghini, 2 Maybach и 1 Ferrari (авто с пробегом и новые). До полномасштабного вторжения в этом сегменте объемы были в 2-3 раза больше.
Лидеры среди брендов в июле 2023 года:
(По данным Института исследований авторынка. )
В ТЕМУ
Автоэксперт Ярослав Шевченко рассказывает о схеме, используемой автомошенниками.
- Новинка в законодательстве – отмена обязательного прохождения автоэкспертизы при переоформлении автомобилей. И это несет большую угрозу для людей, которые не разбираются в автопродаже и могут стать жертвами мошенников. А именно – купить авто с перебитым номером или двойника. Например, многие автомобили сгорели в Ирпене во время боевых действий, а документы остались. И по таким документам можно подделать автомобиль, который при переоформлении даже не приезжает в сервисный центр МВД. Поэтому важно привлекать экспертов к проверке перед покупкой любого транспортного средства.