Эта песня хороша – начинай сначала. 17 апреля в Верховную Раду был внесен законопроект №9212 о накопительном пенсионном обеспечении. Нардепы предлагают сделать участие в накопительной системе обязательным для всех работающих лиц до достижения ими 55 лет.
Принятие законопроекта даст возможность украинцам уже с 1 января 2023 года формировать обязательные пенсионные накопления. За счет этого они в будущем смогут получить дополнительный источник пенсионных выплат в дополнение к их пенсиям из солидарной системы, что в определенной степени улучшит их обеспечение в старости. Об этом говорится в пояснительной записке к документу.
Понятно, что нардепы заботятся исключительно об улучшении нашего обеспечения в старости, но все же возникает закономерный вопрос: согласно документу, «забота» стартует с 1 января 2023-го, а документ подали 17 апреля, когда уже 2023-й шел полным ходом. Неужели он в случае принятия заработает задним числом?
Эксперты все же надеются, что этого не случится, и предполагают, что, скорее всего, дело в другом. Просто документ писали давно, по тем или иным причинам сразу не подали, а теперь подали, но забыли или не посчитали нужным перечитать.
- В этом документе я вижу часть законопроекта с изменениями, который я готовил в рамках запуска Накопительной системы в апреле-мае 2021 года, работая в Нацраде реформ, - отметил в беседе с KP.UA аналитик Даниил Монин. – Запуск в итоге завалили, а документ остался.
Но вернемся к самому законопроекту. Он предусматривает обязательное участие в системе накопительного пенсионного обеспечения всех категорий работающих лиц до достижения ими 55 лет и обязательную уплату работодателями пенсионных взносов в пользу таких наемных сотрудников. Работодатели будут платить в 2023 году 1%, в 2024 году - 1,5% и в 2025 году - 2% от размера заработной платы работников, а государство будет софинансировать такие взносы на паритетных началах за счет средств госбюджета. При этом размер единого социального взноса, уплачиваемого работодателем, остается неизменным, а накопительный взнос включается в состав единого социального взноса.
По желанию работника размер его самостоятельных взносов может быть увеличен. Государство будет софинансировать такие взносы на паритетных началах в пределах 3% от размера средней зарплаты по видам экономической деятельности в среднем по экономике.
Такие же условия государственного софинансирования предлагается установить и для участия в системе для физических лиц-предпринимателей и самозанятых лиц, которое будет добровольным.
Законопроект предлагает установить, что средства накопительной системы являются собственностью участников системы в размере, накопленном на их индивидуальных накопительных пенсионных счетах, а в случае смерти лица право собственности на пенсионные сбережения переходит к его наследникам.
Законопроект предлагает комбинированную модель функционирования накопительного пенсионного обеспечения, которая предусматривает аккумулирование взносов в уполномоченном пенсионном фонде, созданном государством, на период до конца 2025 года. После этого переходного периода участник системы сможет выбрать для себя любой авторизованный негосударственный пенсионный фонд, куда будут уплачиваться взносы в его пользу и где будут формироваться пенсионные накопления.
В теории пенсионная система Украины состоит из трех уровней - солидарного, обязательного накопительного и негосударственного пенсионного обеспечения – без малого 20 лет. В 2004-м были приняты законы «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и «О негосударственном пенсионном обеспечении», но с тех пор нардепы так и не смогли принять официальное решение о старте второго уровня - накопительного.
Накопительную систему окончательно и бесповоротно пытались ввести в 2012-м, 2017-м и 2019-м годах, но этого так и не произошло. На этот раз тоже все непросто.
- Скорее всего, никаких пенсионных накоплений в ближайшее время не предвидится, поскольку их нет в меморандуме МВФ, - говорит Даниил Монин. – Хотя с нашей демографией нам надо было переходить на накопительные пенсии еще вчера. Когда рождается 200 тысяч, а на пенсию выходит 600 тысяч человек в год, солидарная система не может покрывать пенсии (подробнее см. "В тему"). И это не говоря о том, что из этих рожденных 200 тысяч на рынок труда попадут не все: часть не будет работать, а часть уедет.
Экономист Владислав Банков считает, что мы сегодня находимся в преддверии краха пенсионной системы, так как единственным источником наполнения Пенсионного фонда после войны, очевидно, будет печатный станок. Именно в этом контексте, говорит экономист, и следует рассматривать накопительную систему. Как она будет генерировать инвестиционный доход для вкладчиков? Как будут страховаться инфляционные риски? К тому же в нынешней ситуации это еще один налог на и без того низкую заработную плату.
- Думаю, что сейчас время не заниматься созданием «финансовых пирамид» приближенными к власти деятелями, а, например, заменить пенсии социальным пособием для граждан, достигших определенного возраста, и ликвидировать Пенсионный фонд, - говорит Банков. - Одним из механизмов обеспечения достойной старости я вижу налоговые льготы для детей, обеспечивающих своих родителей наряду с программами индивидуальных добровольных страховых накоплений. А все эти дополнительные регуляции - лишь попытка заинтересованных депутатов переделать существующий рынок под интересы «нужных людей».
Авторы законопроекта ссылаются на данные ООН, согласно которым Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста. При сохранении текущих показателей рождаемости, смертности и миграции, ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины до 2050 года на 28%, в то же время доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.
Средний вариант прогноза предполагает постепенное повышение коэффициента рождаемости до 1,8 ребенка на 1 женщину в 2050 году и рост ожидаемой продолжительности жизни в среднем на 5 лет. При таких условиях население сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое. Демографические изменения в Украине в целом отвечают глобальным тенденциям, но будут происходить более быстрыми темпами по сравнению с остальными странами мира.
Низкий уровень рождаемости и увеличение продолжительности жизни будут иметь существенные последствия для пенсионной системы. При других равных условиях сокращение численности населения трудоспособного возраста обусловит уменьшение количества плательщиков единого социального взноса. В то же время расходы на социальную защиту пожилых людей, в том числе пенсионные расходы, будут расти вместе с увеличением доли пожилых людей.