22 декабря
Загрузить еще

Индекс бензина-2022: в Украине по-прежнему относительно дешевое топливо

Индекс бензина-2022: в Украине по-прежнему относительно дешевое топливо
Фото: Тыс Николай / УНИАН

Еще месяц назад бензиновый кризис был одной из основных тем во всех СМИ, но сегодня «топливные страсти» немного поутихли. Тем не менее, глядя на таблички АЗС, многие автомобилисты не могут сдержать раздражения. Средняя цена на А-95 на 13 июля составляла 50,60 грн, на дизель – 56,28 грн, на газ – 35,01 грн.

Впрочем, как показало новое исследование, в Украине ситуация с топливом далеко не самая худшая. Аналитики компании Picodi.com изучили динамику стоимости бензина в Европе и мире в первом полугодии 2022 года и подсчитали, сколько литров топлива можно купить на среднюю зарплату в разных странах.

В росте цен нас опередила Турция

В первом полугодии 2022 года рост цен на бензин был зафиксирован в большинстве стран, но антилидером в этом отношении стала Турция, где литр топлива подорожал вдвое.

В Украине средняя стоимость бензина в июне составила 50,61 грн, что почти на две трети (плюс 63,3%) больше, чем в январе 2022 года, когда 1 литр можно было купить за 31 грн.

Кроме нас и Турции, в пятерку стран, сильнее других ощутивших резкое повышение цен, вошли Молдова (+53%), Венгрия (+47,1%) и Австрия (+45,7%).

В целом надо сказать, что подорожание в той или иной степени коснулось почти всех. В половине исследуемых стран стоимость топлива выросла более чем на треть.

Единственной страной, где стоимость бензина за полгода не изменилась, стала Мальта, а единственной страной, где цены на заправках снизились (правда, менее чем на 1%), оказался Казахстан.

Самое дорогое топливо - в Норвегии

В абсолютных цифрах у нас, по сравнению с Европой, все тоже не так уж плохо. В пересчете на доллары бензин в Украине оказался одним из самых дешевых в Европе - 38-е место из 43 выбранных стран и «всего» 1,71 доллара за литр.

Дороже всего в Европе заправляются автомобилисты Норвегии (2,71 доллара за литр), Финляндии (2,67 доллара) и Дании (2,62 доллара).

Нашим соседям в топливном вопросе тоже не позавидуешь: в Польше литр бензина стоит 1,79 доллара, в Румынии – 1,83, в Венгрии – 1,87.

Самый дешевый бензин в июне 2022 года продавался в Алжире (0,31 доллара за литр), Кувейте (0,34 доллара) и Иране (0,35 доллара).

232 литра – и ни в чем себе не отказывайте!

Как правило, когда речь заходит о том, насколько в Европе все дорого, мы тут же вспоминаем, что и зарплаты у них немалые. Мол, пусть попробуют пожить на наши зарплаты с нашими ценами – тогда посмотрим, кто тут живет, а кто выживает.

Чтобы расставить все точки над «i», аналитики проверили соотношение стоимости бензина к среднестатистическим зарплатам всех исследуемых стран.

Скептики, как всегда, правы: больше всего топлива на свои зарплаты могут купить автомобилисты стран с самыми высокими ценами на заправках. Так, в Швейцарии на среднюю зарплату можно купить 2455 литров бензина, в Люксембурге – 1943 литра, в Дании - 1502 литра. Жителям Норвегии, где, как говорилось выше, самые высокие ценники на АЗС, тоже жаловаться особо не на что: на среднюю зарплату можно купить 1416 литров.

В мировом рейтинге соотношения стоимости бензина к средней зарплате лидирующие позиции вполне ожидаемо занимают страны Персидского залива: Катар (5968 литров), Кувейт (5578 л) и Саудовская Аравия (4372 л).

Что касается Украины, то для расчета аналитики взяли зарплату 14 577 грн, то есть 11 734,48 грн после уплаты налогов. В итоге вышло, что среднестатистический украинец может купить на свою зарплату 232 литра бензина. По сравнению с прошлогодними результатами (389 литров), покупательная способность средней украинской зарплаты по отношению к топливу снизилась. Но при этом она ненамного ниже, чем, например, в 2019 году (258 литров).

Конечно, хорошего в таких цифрах немного. Но если сравнивать с аутсайдером рейтинга – Кубой, где на среднюю зарплату можно купить всего 27 литров топлива, становится понятно: до ситуации «хуже некуда» отечественному топливному рынку все же далеко.

А в это время

«Цены будут высокими»

О том, что в период дефицита нефтепродуктов вошел весь мир вообще и Европа в частности, на своей странице в соцсети напомнил директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. А в Европе ситуация усугубляется из-за отказа от российских нефтепродуктов.

- Цены будут высокими, - прогнозирует эксперт. - Как именно эмбарго повлияет на ситуацию, не знает никто. Точно понятно, что всех ждет экономия горючего. И здесь есть проблемы. С одной стороны, рекордные цены должны сами сказаться на темпах потребления, с другой - политики идут на все (снижение налогов, административные шаги), чтобы удержать цену. Популизм – все наше.

Что касается Украины, то, продолжает Куюн, мы имеем хорошую динамику поставок, очереди на заправках исчезают, но праздновать победу рано: ситуация остается очень шаткой.

- Пока мы обеспечили текущий баланс, но на горизонте август - октябрь – сезонный пик потребления, когда потребуется на 20-30% больше, - напоминает эксперт. - Кроме растущего сезонного дефицита в Европе, растет нагрузка на транспортные коридоры из-за увеличения экспорта продовольствия и прочего из Украины. Это дополнительно усложнит импорт горючего.

Находить горючее также будет сложнее. Европейские страны будут делать все, чтобы обеспечить своих избирателей. Что б они нам ни обещали, все правительства всегда будут работать на свой электорат. При этом война продолжается, значит, возможны новые удары и разрушение инфраструктуры.

По мнению эксперта, сегодня нам нужно не только продолжать плотный диалог с ключевыми странами-поставщиками и транзитерами, но и думать над всеукраинской кампанией, направленной на изменение привычки в потреблении топлива. Что-то вроде инициативы WOG «Езжай на велике – сохрани горючее для скорой». Эксперт уверен, что к такой практике должны присоединиться другие сети и государство вообще.

Новости по теме: Бензин АЗС нехватка топлива