О том, что Путину удалось превзойти Гитлера, утром 1 марта на своей странице в соцсети написал экономист Эрик Найман.
«Швейцария впервые с 1815 года отказалась от нейтралитета, введя жесткие санкции против РФ, в том числе закрыв небо для российских авиалиний, предоставляя медицинское оборудование и лекарства Украине и соседним странам, запретив въезд ряда россиян, введя персональные санкции против Путина и Лаврова и приняв еще ряд мер.
Чтобы довести швейцарцев до такого - нужно было действительно очень сильно постараться. Даже Гитлеру этого не удалось», - пишет Найман.
Действительно, страны закрывают небо для РФ одна за другой.
«Россию сбросили с неба. Почти все европейское и североамериканское небо уже закрыто для российских авиакомпаний. Всего 32 страны закрыли небо россиянам», - сообщил глава МИД Дмитрий Кулеба. А на сегодня, 1 марта, число закрытых для РФ стран приближается к 40.
Санкционные события развиваются настолько стремительно, что российские самолеты разворачиваются в воздухе.
В воскресенье 27 февраля стало известно о том, что рейс Аэрофлота из Москвы в Нью-Йорк развернулся прямо над Атлантическим океаном и вернулся в аэропорт Шереметьево - небо для российского самолета закрыла Канада.
Кстати, как сообщают СМИ, данный самолет зарегистрирован на Бермудских островах, и, вероятно, его владельцем является лизинговая компания, а не авиаперевозчик. Не исключено, что ко всему прочему владелец вообще запретит дальнейшую эксплуатацию воздушного судна, тем более что громкие прецеденты уже есть.
Так, самолет авиакомпании Победа (входит в группу Аэрофлот), который должен был выполнять рейс по маршруту Стамбул (Турция) - Минеральные Воды (Россия), не смог вылететь из-за того, что лизингодатель из Ирландии отозвал три своих самолета из флота Победы.
Беспрецедентные санкции, которые Евросоюз ввел 26-27 февраля из-за вторжения России в Украину, могут остановить почти всю гражданскую авиацию России в ближайшие месяцы, пишет портал авиационных новостей.
Первый пакет санкций запрещает продавать самолеты западного производства, запчасти для них и другое оборудование российским авиакомпаниям. Такая мера в ближайшие месяцы должна привести к полной деградации российской гражданской авиации. По данным Еврокомиссии, три четверти коммерческих авиалайнеров в России произведены на Западе, а по оценке российских экспертов, эта цифра еще больше - порядка 90%.
Запрет на поставку запчастей означает, что самолеты начнут становиться на прикол и перестанут летать. Чтобы этого не допустить, лизингодатели уже сейчас начинают требовать вернуть самолеты досрочно, чтобы они не стояли без дела и не теряли в цене из-за риска использования контрафактных запчастей для обхода санкций.
Россия не сможет быстро заменить западную технику. Даже разработанные в стране самолеты имеют значительную долю импортных комплектующих, то есть они зависимы от поставок запчастей из западных стран. Создание же собственного авиалайнера без импортных комплектующих займет долгие годы.
По факту уже первый пакет санкций означает, что перевозки в России будут переходить на железнодорожный транспорт. В связи с этим путь из Владивостока в Москву продлится неделю.
Второй пакет авиационных санкций от Еврокомиссии, как уже говорилось выше, включает запрет на полеты российских самолетов над всей Европой. По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, данная санкция затронет и российских олигархов, которые не смогут летать на своих частных самолетах или заказывать такие полеты у европейских операторов бизнес-авиации.
Подвести авиационные итоги можно мнением самих россиян. Вот что написал на своей странице в Фейсбуке российский экономист Евгений Коган:
«Небо над большой частью Европы для российских авиакомпаний теперь наглухо закрыто. Ответка не заставила себя ждать. Вывод - летать будем турецкими и гондурасскими авиалиниями. И похоже, что, кроме незначительного числа стран, нам будут, увы, везде не шибко рады».