Национальный союз журналистов Украины обратился к президенту и Кабмину с инициативой включить подписку на украинские печатные СМИ в перечень услуг, которые можно оплатить «коронавирусной» тысячей. «Укрпочта» не только готова реализовать задуманное, но уже приступила к практическим шагам. Если все сбудется, то уже в ближайшее время наш читатель сможет оплатить карточкой «е-Підтримка» свою любимую «толстушку» на целый год.
Идея может реализоваться и гораздо шире. Об этом «КП в Украине» беседует с председателем НСЖУ Сергеем Томиленко.
- Сергей, вы были автором идеи?
- О том, что инициатива президента поощрить людей за вакцинацию может поддержать украинские СМИ, я подумал на следующий же день, когда появилась новость о «ковидной» тысяче гривен. Печатные медиа, которые не дотируются олигархами, очень сильно пострадали за два года карантина. Рекламодатели сворачивают бюджеты, происходит трансформация с развитием диджиталплатформ. Те бюджеты, которые есть, поглощаются соцсетями. Печатным изданиям буквально приходится сводить концы с концами.
В то же время есть люди, которые не очень интересуются кинотеатрами, по разным причинам не могут путешествовать, но любят читать газеты и журналы. Доступ к массмедиа, по моему мнению, хорошая мотивация к вакцинации. А с точки зрения помощи бизнесу - это та же сфера досуга и культурного развития.
Конечно, мы хотели бы, чтобы пресса была включена в реализацию «коронавирусной» тысячи оперативнее, чем книгоиздание.
- Как видите реализацию этой идеи?
- Мы проводим консультации с руководством «Укрпочты», которое поддержало нашу идею. Очевидный вариант - привязка к сайту «Укрпочты», на котором есть опция «подписка онлайн». Это централизованный ресурс, где все украинские издания заведены в каталоги. Любой человек может оформить подписку, не выходя из дома.
Сейчас прорабатываются технические вопросы соответствия кодов, которые устанавливают порядок зачисления средств. Надеемся, что через несколько дней шлюз будет открыт.
- Возможен вариант, чтобы редакции получали деньги за подписку напрямую?
- Да, и он тоже прорабатывается. Кроме «Укрпочты», каждая отдельная редакция сможет принимать деньги на свой счет. Для этого нужно в банке подтвердить код операции, который прописан в постановлении Кабмина.
- Кто-то любит доставать любимую газету из почтового ящика, для кого-то ритуал – выйти утром за свежей прессой.
- И это учтено. Я думаю, что будет решен вопрос о продаже изданий в розницу. Распространители и сети, которые специализируются на печатных СМИ, тоже решают технические вопросы с банками о получении и подтверждении статуса, чтобы деньги с «е-Підтримки» засчитывались. Думаю, это получится, по крайней мере, в Киеве и крупных городах.
Но поддержка подписки на полгода – год все же перспективнее.
- Верите, что механизм заработает?
- Для национальных газет, возможно, трудно будет привлечь серьезные объемы средств. Но для редакторов небольших локальных изданий это надежда подтянуть аудиторию и получить средства, которые будут весомыми в их оборотах.
Я общался с коллегой из Луганской области, редактором местной газеты в Изюме. Они оптимистически оценивают новацию. И уже планируют выпуск листовок с разъяснениями, готовят телефон «горячей линии» в редакциях, чтобы консультировать каждого подписчика, который хотел бы потратить тысячу на газету, но теряется, как это правильно сделать.
Газеты и журналы получают возможность развернуть агитацию. И вполне вероятно, что найдутся люди, которые захотят подписаться не только на свое привычное, но и на новое издание, которым раньше интересовались, но не покупали из финансовых соображений. Теперь они получат его в качестве вознаграждения от государства.
А пресса получает ресурс, за который можно посоревноваться. Хотя в целом, конечно, мы бы хотели видеть системную политику по поддержке украинских массмедиа. Наша базовая идея - это создание Фонда развития украинских СМИ. По примеру Украинского культурного фонда. Чтобы можно было давать гранты на спецрубрики, спецпроекты, освещение определенных тем…
- Если это получится, то существует риск, что гранты будут раздаваться по критериям лояльности.
- Вот это самое главное, чтобы поддержка информационных ресурсов была не ради лояльности и пропаганды, а по критериям объективного освещение различных социальных проектов. Для этого нужна высокая ответственность политиков и высокая сознательность.