5 ноября
Загрузить еще

Кто и зачем хочет ввести в Украине продуктовые чеки

Кто и зачем хочет ввести в Украине продуктовые чеки
Фото: Оберемченко Николай

Похоже, цены на продукты питания в 2022 году продолжат расти. Это может вызвать новый виток недовольства населения, поэтому власть думает, как минимизировать влияние продуктовых цен на наиболее социально незащищенные слои населения. Сейчас, по аналогии с ковидной тысячей, обсуждается вариант введения так называемых продуктовых чеков. Естественно, первое, что приходит в голову людям, пережившим распад СССР, – это талоны на сахар или стиральный порошок. Но представители власти говорят, что работать это будет иначе. Возможно, это будет американская модель. «КП в Украине» разбиралась, как это будет работать и поможет ли избежать коррупционных рисков.

Рост цен продолжится

«Напечатанная» мировыми центробанками за время коронавирусных ограничений огромная денежная масса начинает оказывать влияние на потребительские рынки. За год продукты в мире подорожали больше чем на треть. И похоже, что в 2022 году эта тенденция продолжится.

- 2022 год – это год серьезных инфляционных вызовов для всего мира и для Украины в частности, - заявил экономический советник президента Олег Устенко. – Мировой рост цен по продовольственной группе – неизбежен. Базовый прогноз на 2022 год – это увеличение цен на сырьевую продовольственную группу (зерно, сахар, какао и прочее) от 10% до 20%.

Согласны с таким прогнозом и независимые эксперты. Несмотря на то что ФРС начинает «затягивать гайки» и даже собирается изъять часть средств из экономики, ценовой маховик будет не так-то просто остановить.

- Рост продуктовых цен - это проблема, с которой столкнулись по всему миру, - поясняет «КП в Украине» аналитик TeleTrade Сергей Родлер. - Произошло удорожание всех процессов, связанных с производством различной продукции - от удобрений до логистики. Проблемы начались еще в прошлом году: чем больше в США и ЕС печатают денег для стимулирования своей экономики, тем сильнее проявляет себя инфляция, которая затем перекидывается на другие страны.

Олег Устенко: Мировой рост цен по продовольственной группе – неизбежен

К этому добавляется дефицит зерновых, мотивирующий отечественных экспортеров направлять больше товаров на зарубежные рынки в ущерб внутреннему пользователю.

 

- Это способствует удорожанию кормов, что в совокупности с резким удорожанием газа, с помощью которого производят электроэнергию и тепло, способствует сокращению поголовья скота, что уже нашло отражение как в ценах на молочку, так и на мясо, - продолжает Родлер. - До конца года мясо может вырасти в цене на 20%, птица - на 10%, молоко - на 10%, а более сложные молочные продукты - на 13%. 

Продуктовые чеки против дефицита

Такой рост цен обгонит все заложенные в бюджет 2022 года повышения социальных выплат. Поэтому власть уже сейчас говорит, что готовит отдельный механизм компенсации для наиболее бедных слоев населения.

- Если негативный сценарий будет реализовываться, то, безусловно, государство защитит наименее имущих, - говорит Устенко. - Каналы поддержки здесь могут быть разнообразными – начиная от адресных выплат по аналогии с текущей программой через систему «Дія» до аналога американских food stamp. Не стоит их путать с советскими талонами, карточками и прочими историческими атрибутами.

Олег Устенко: Каналы поддержки здесь могут быть разнообразными – начиная от адресных выплат по аналогии с текущей программой через систему «Дія» до аналога американских food stamp

При этом другие механизмы сдерживания цен советник Зеленского раскритиковал. По его словам, в украинских условиях снижение или отмена НДС на продукты питания, даже временно, повлечет дополнительные расходы из государственного бюджета на администрирование налогов и навредит конкуренции между производителями и реализаторами продуктов питания.

Эксперты говорят, что те производители, которые работают исключительно на внутренний рынок, не будут иметь возможности очень задирать цены. Их товары просто перестанут покупать.

- Производители ограничены покупательской способностью населения и попросту не способны увеличивать ценники, - продолжает Родлер. Сейчас появляется информация о том, что ряд торговых сетей отказывается заново подписывать договоры, где содержится более высокая цена на продукты. Ситуация требует оперативного вмешательства правительства, которому срочно необходимо решить основополагающую проблему - дефицит. Речь идет как о газе, так и о сельхозпродукции. Продуктовые талоны могут оказаться полезными, но проблемы не решат, тогда как правительство вряд ли будет готово длительное время тратить деньги на данный вид стимулов. Да и эта поддержка чревата появлением различных коррупционных и мошеннических схем, что сильно ударит по ее эффективности.

Нужен ли нам чужой опыт

В вопросе о необходимости поддержать самые бедные слои населения эксперты единодушны с представителями власти. Но методы этой самой поддержки, которую предлагают в  Офисе президента, вызывают критику.

- Предложения экспертов у власти оторваны от реальности, - поясняет «КП в Украине» экономист Алексей Кущ. – Я не понимаю, зачем копировать американский опыт, если структура бедности в Украине и США совершенно разная. В США нет трудовой бедности, как у нас. Там работающий человек не будет экономить на продуктах питания. У пенсионеров там тоже все достаточно хорошо – они получают как государственную пенсию, так и деньги от своих пенсионных накоплений. Поэтому эти самые food stamp там получают только безработные. Зачем это делается? Дело в том, что в США есть категория людей, которая даже не планирует работать. Это потомственные безработные, которые годами живут в социальном жилье на пособии по безработице. Среди этих людей есть те, кто, мягко говоря, выпадает из нормального социума. Если им дать в руки живые деньги, то вместо покупки продуктов питания некоторые потратят их на наркотики. Чтобы этого избежать, и были придуманы специальные чеки, которые можно обменять исключительно на еду или одежду. Продать их за живые деньги довольно сложно.

В Украине же, по словам экономиста, ситуация в корне отличается от американской. У нас за чертой бедности периодически оказывается около половины населения страны – не только пенсионеры, но и те, кто работает.

- В Украине наблюдается как пенсионная, так и трудовая бедность, - продолжает Алексей Кущ. – Более того, у нас есть и так называемая буферная бедность – когда человек живет ниже уровня бедности, а потом в какой-то момент, начав больше зарабатывать, поднимается выше этой черты. При этом он может периодически подниматься и опускаться выше или ниже уровня бедности. Поэтому в Украине нет смысла вводить механизм «продуктовых чеков». У нас практически все социальные выплаты люди все равно потратят на еду. Вы же понимаете, что тот же пенсионер не пойдет покупать наркотики вместо продуктов питания.

Защитите пенсионеров!

По словам эксперта, именно на пенсионерах стоило бы сосредоточить свое внимание власти.

- Сейчас средняя пенсия составляет около 3,7 тыс. грн, а средняя зарплата – более 14 тысяч гривен, - говорит Алексей Кущ. – То есть коэффициент замещения доходов на пенсии по сравнению с трудоспособным периодом составляет около 25%. Еще недавно у нас этот коэффициент составлял 40%. То есть рост средней заработной платы худо-бедно компенсирует рост цен в магазинах, а доходы пенсионеров не успевают за продуктовой инфляцией. Поэтому я бы посоветовал ввести доплаты на уровне средней пенсии два раза в год хотя бы для тех пенсионеров, кто получает среднюю пенсию и ниже. Эти люди точно потратят такие деньги исключительно на продукты.

В случае же введения «продовольственных чеков» эксперт ожидает роста цен именно на те социальные товары, которые будут продаваться по этому механизму. То есть они подорожают еще больше для всех категорий покупателей, которые не являются получателями чеков.

- Есть много других механизмов сдерживания цен, - резюмирует Алексей Кущ. – Можно было бы снизить НДС на продукты питания в Украине. Или ввести механизм экспортных пошлин на продуктовое сырье и полуфабрикаты, по примеру того, как это сделали для железной руды. Украина – это одна из немногих стран мира, которая не создала свой Государственный резервный фонд. Его можно было бы наполнять как раз за счет экспортной пошлины на продукты питания. В удачные годы в него можно было бы собирать по 5-6 млрд долларов, а в годы с плохим урожаем или высокими ценами на какие-то продукты как раз и компенсировать из него рост цен для социально незащищенных групп населения.