Из-за падения покупательской активности сезон распродаж в этом году растянулся на полтора месяца. Тем не менее, настоящие поклонники распродаж ждут именно «черную пятницу», рассчитывая на максимальные скидки.
Что украинские покупатели думают о «черной пятнице»? Как много украинцев запланировали большие покупки на 26 ноября? Сколько мы потратим в этом году и что будем покупать? Как воспользоваться скидками и при этом не увеличить количество хлама в своем шкафу? Ответы на эти и другие вопросы – в сегодняшнем материале «КП в Украине».
Времена, когда шопоголики всего мира находились на «низком старте» в ожидании «времени Ч», остались в прошлом. Аналитики компании Picodi провели исследование и выяснили: интерес к распродажам Black Friday снижается по всему миру. В 2020 году, когда «черная пятница» впервые прошла в условиях пандемии, число запросов, связанных с Черной пятницей, уменьшилось на 37%. (подробнее см. «Кстати»)
Украинцы же, согласно результатам исследования, относятся к распродажам Black Friday скорее позитивно, чем негативно. Почти половина уверена, что в этот день можно сделать покупки на очень выгодных условиях, и не сомневаются, что «черная пятница» является лучшей распродажей года, а для каждого третьего Black Friday – это отличная возможность приобрести дорогие товары с действительно хорошей скидкой.
В этом году о своем участии в распродажах 26 ноября заявили две трети опрошенных. 4% не планируют ничего покупать, а 30% пока не определились.
В среднем украинский покупатель в Черную пятницу-2021 потратит 3700 грн.
Вполне ожидаемо, что основным фактором, склоняющим потребителя в пользу покупок в ходе распродаж Black Friday, является скидка на желаемый товар. Вот и в ходе опроса Picodi об этом заявили 46% респондентов. При этом каждый третий опрошенный подчеркнул, что более высокая скидка могла бы послужить еще больше мотивацией, а каждому пятому пришелся бы по душе дополнительный кешбэк.
Психолог и НЛП-практик Инна Алексеенко обращает внимание: первична должна быть конкретная вещь, а не распродажа. То есть, одно дело, если вы хотели купить какой-то товар, и распродажа дала вам возможность получить скидку. И совсем другое, если вы принимаете решение о покупке только лишь на том основании, что в сезон распродаж надо купить хоть что-то.
Для того чтобы избежать лишних трат и ненужных вещей в доме, психолог предлагает перед покупкой задать себе несколько вопросов. Например, таких.
- У шопоголиков количество покупок коррелируется с объемом собственного шкафа, и пустое место в шкафу воспринимается чуть ли не как упущенная выгода, - считает Инна Алексеенко. - Чем плотнее забит шкаф, тем спокойнее шопоголику. Совет здесь простой: разорвать шаблон, для начала оставив свободными несколько полок и вешалок. Это работает как декларирование независимости от шопинга.
Психолог советует задавать себе больше вопросов о конкретной вещи и ее назначении в вашей жизни, пытаться понять, чего большего вы хотите, когда собираетесь купить конкретную вещь, и действительно ли покупка поможет вам это получить.
А еще нужно учиться брать на себя ответственность.
- Взять ответственность за покупку одного платья стоимостью 50 долларов проще, чем за покупку платья стоимостью 500 долларов, - поясняет эксперт свою мысль. – В итоге человеку проще часто тратить по 50 долларов, не ощущая вины за то, что платье может не пригодиться вовсе, чем один раз выложить крупную сумму. Но там, где ответственность, не стоит искать простоты. Воспитать в себе это качество означает сделать большой шаг вперед, в том числе и к деньгам.
В ТЕМУ
Исследование, проведенное ранее, показало, что нередко украинцы вообще не пользуются вещами, купленными на распродаже. В число ненужных покупок, которые отправляются в мусор или годами пылятся на полках, вошли одежда и обувь, книги, косметика и парфюмерия, продукты и нижнее белье.
Как же понять, что вещь не превратится в хлам сразу после приобретения? Инна Алексеенко называет несколько видов покупок, о которых вы точно не пожалеете.
- Во-первых, это вещи, необходимые человеку для профессионального развития и личностного роста. Но здесь главное - не слишком увлекаться и не запасаться, как во времена дефицита. Потому что «это мне нужно для дела» может оказаться очень удобной позицией, чтобы оправдать любые покупки.
- Во-вторых, это вещи «на пробу» - новые направления в спорте, еде, одежде, интерьере. Все это дает классные эмоции, но чтобы все это не превратилось в хлам, покупайте только то, что вам очень-очень нравится. Важно: должна нравиться вещь, а не ценник.
- В-третьих, это вещи на смену тем, что вышли из строя. По словам психолога, это наименее эмоциональная категория, поэтому именно такие покупки чаще всего откладываются. Но здесь важно понимать, что свою порцию радости вы получите не от покупки, а от использования вещи.
- В-четвертых, это «униформа» - то есть любимое сочетание вещей в образе. Многие ругают себя за постоянный возврат к «униформе», постоянно пытаясь выйти за рамки и купить что-то совсем непривычное. Но можно экспериментировать и в рамках «униформы», меняя цвета, силуэты и аксессуары.
- В-пятых, это вещи, которые вы теперь можете себе позволить. Ощущение «поднятия планки» очень ресурсно, главное, чтобы зависимость от скидок не трансформировалась в зависимость от брендов.
КСТАТИ
О своем участии в распродажах Black Friday в прошлом году рассказали шестеро из десяти опрошенных украинцев. Согласно опросу Picodi, пик интереса к «черной пятнице» в Украине пришелся на 2018 год, соответственно, снижение интереса было зафиксировано в 2019-м. Более четверти украинских респондентов обратили внимание на манипуляции с ценами, когда перед началом скидок стоимость тихо повышается, а затем громко снижается, причем не факт, что до прежнего уровня. Каждый пятый опрошенный считает, что в «черную пятницу» магазины делают скидки лишь на неинтересный или залежалый товар, а 17% уверены, что размер скидок в Black Friday не отличается от скидок других распродаж.
Судя по результатам опроса, год назад украинцы не делали покупок по разным причинам: 24% не хотели ничего покупать, 13% пожаловались на непривлекательные скидки, а 9% — на отсутствие интересных товаров со скидкой.
На снижение интереса к распродажам повлияла и пандемия: потенциальные покупатели находились в нестабильной финансовой ситуации (21%) и избегали скопления людей (7%). А более четверти украинцев за всеми повседневными проблемами вообще забыли о «черной пятнице».