Загрузить еще

Образование? Опыт? Не надо! Почему работодатели ищут сотрудников с soft skills

Образование? Опыт? Не надо! Почему работодатели ищут сотрудников с soft skills
Фото: flickr.com/Amtec Photos

«Работные» сайты полны как вакансий, так и резюме кандидатов, но при этом работодатели и соискатели часто не находят друг друга. И в то время как работодатели сетуют на низкий уровень квалификации специалистов, соискатели зачастую вообще не понимают, чего от них хотят. Диплом есть, опыт работы - есть, чего компании еще не хватает?

О том, чего хотят работодатели и почему их все реже интересуют вузовские дипломы - в материале «КП в Украине».  

В цене ответственность и умение адаптироваться

О том, что сегодня при поиске работы крайне важны гибкие компетенции - так называемые soft skills - мы слышим не первый год. К ним относятся коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, ответственность, лидерские качества, системное мышление, ориентация на результат, способность быстро обучаться, умение вести переговоры, умение адаптироваться и т.д. (подробнее см. «В тему»).

Отечественные эксперты рынка труда объясняют такие пожелания работодателей прежде всего тем, что современное украинское образование совершенно не удовлетворяет потребности рынка труда. По словам директора консалтинговой компании «Михайлов и партнеры» Виталия Михайлова, многие отечественные вузы сегодня устарели как с точки зрения учебных программ, так и с точки зрения преподавания. Поэтому руководители компаний предпочитают выбирать коммуникабельных и ответственных: мол, главное - чтобы человек был хороший и надежный, а профессии научим.

Но, оказывается, что дело не только в качестве украинского образования, и soft skills выходят на первый план по всему миру. Человек может быть классным специалистом в своем деле, иметь профильное образование, релевантный опыт по специальности и необходимые профессиональные компетенции, но, чтобы добиться успеха, этого уже недостаточно.

Коммуникабельность вместо диплома

Казалось бы, мягкие навыки прежде всего нужны работникам сферы услуг. И когда те же коммуникабельность и умение убеждать выходят на первый план, скажем, при найме сотрудников сферы гостеприимства, здесь нет ничего удивительного. Но нужны ли гибкие навыки, скажем, сисадмину?

По словам руководителя направления поддержки сотрудников Jooble Юлии Лиснянской, работодатели все чаще обращают внимание на наличие у соискателя soft skills во многих сферах, вне зависимости от специфики работы.

- Дело в том, что эти навыки помогают решать жизненные задачи, - пояснила Лиснянская в комментарии «КП в Украине». - Работодателям важно, чтобы человек умел не только хорошо выполнять свои прямые обязанности, но и эффективно коммуницировать с другими людьми - клиентами, партнерами, коллегами по работе. Чтобы он умел решать проблемы, договариваться, аргументированно доносить свою точку зрения. Наличие у сотрудников soft skills помогает им не только хорошо работать, но и более уверенно чувствовать себя в профессиональной и в повседневной жизни.

Словом, говорит эксперт, не удивительно, что наличие таких навыков работодатели все чаще проверяют на каком-то из этапов собеседования. Ведь человек, не умеющий общаться с другими, вряд ли гармонично впишется в коллектив и сможет эффективно достигать поставленных бизнес-целей.

Есть еще один интересный момент, касающийся высшего образования. По словам Лиснянской, пандемия существенно повлияла не только на формат учебы и работы, но и жизни в целом. И наличие диплома о высшем образовании сегодня является далеко не таким критическим пунктом, как это было, к примеру, 10 лет назад.

В целом аналитика показала, что высшее образование для работодателей всех сфер имеет значение в 18,5% случаев, резюмировала Юлия Лиснянская.

Главное - универсальные компетенции

Кадровый портал rabota.ua  приводит данные Национальной ассоциации колледжей и сотрудников, которые также подтверждают «наступление» гибких навыков по всем фронтам. В ходе исследования работодателей из разных сфер попросили назвать качества и компетенции, которые они ищут в кандидатах, и по результатам этого опроса самые высокие баллы получили три характеристики:

  • письменные коммуникативные навыки (82%),
  • навыки решения проблем (81%),
  • умение работать в команде (79%).

При этом показатели технических навыков (60%) и навыков работы с компьютером (55%), которые считаются ключевыми компетенциями кандидатов на современном рынке высокотехнологичных вакансий, оказались достаточно низкими.

По мнению экспертов портала, эти результаты подтверждают: сегодня работодатели уделяют гораздо больше внимания мягким навыкам на рабочем месте, чем несколько лет назад. Роль универсальных компетенций на современном рынке труда имеет ключевое значение, а требования к ним продолжают расти.

Эксперты поясняют, что гибкие навыки важны для каждого сотрудника, независимо от уровня профессионализма. Именно эти универсальные компетенции помогают людям не только строить взаимоотношения в коллективе, но и более эффективно использовать профессиональные навыки и знания. Люди с развитыми гибкими навыками, как правило, имеют сильную ситуационную осведомленность и эмоциональный интеллект, которые позволяют им адаптироваться к рабочим условиям и достигать успешных карьерных результатов.

Основы для некоторых универсальных компетенций даются человеку от рождения. Но есть и хорошая новость: большинство soft skills можно развить. Старайтесь каждый день узнавать что-то новое, ставьте понятные конкретные цели (например, не «развить эмоциональный интеллект», а «научиться понимать свои эмоции»), составляйте планы на день, неделю, месяц, год и реализовывайте их, найдите примеры для подражания, которые вас вдохновляют и - самое главное - не оставляйте развитие гибких навыков «на потом». Да, провести самоанализ и начать работу над собой никогда не поздно, но лучше начать это прямо сейчас, а самосовершенствоваться при желании можно всю жизнь.

Гибкие навыки сейчас более востребованы, нежели прежде. Фото: mohamed_hassan с сайта pixabay

Гибкие навыки сейчас более востребованы, нежели прежде. Фото: mohamed_hassan с сайта pixabay

В ТЕМУ

Разбираемся в гибких навыках

Софт-скиллы можно условно разделить на несколько групп.

1. Коммуникативные или социальные навыки, необходимые для успешного взаимодействия с другими. К ним относятся деловое общение, умение выступать перед публикой, грамотная письменная и устная речь, коммуникабельность, эмоциональный интеллект, умение слушать, навыки ведения переговоров и проведения презентаций, командная работа, гибкость мышления и адекватное отношение к критике.

2. Лидерские компетенции, которые отвечают за рациональное использование ресурсов для достижения поставленных бизнес-целей. Это умение делегировать и распределять задачи, принимать решения, навыки кризисного менеджмента, наставничество и мониторинг, умение разрешать конфликтные ситуации, навыки построения команды, стратегии лидерства, сила убеждения.

3. Селф-менеджмент и волевые компетенции, влияющие на достижение карьерных и бизнес-целей. К ним относятся ориентированность на результат, стрессоустойчивость, инициативность, управление знаниями и способность к быстрому обучению, умение планировать, гибкость и адаптивность, самомотивация.

4. Интеллектуальные навыки, которые обусловливают профессиональное развитие. Это аналитический склад ума, хорошая память, креативность и логика, творческие подходы, критическое мышление, умение работать с информацией.

КСТАТИ

Согласно данным отчета Всемирного экономического форума 2020 года, в ближайшие 5 лет на мировом рынке труда будут актуальны 10 ключевых компетенций:

  • аналитическое мышление и инновационные подходы;
  • способность к быстрому обучению;
  • комплексное решение проблем;
  • критическое мышление и анализ;
  • инициативность, креативность и творческие подходы;
  • лидерство и социальное влияние;
  • использование технологий, мониторинг и контроль;
  • технологический дизайн и программирование;
  • стрессоустойчивость, адаптивность и гибкость;
  • логическое мышление.​
Новости по теме: образование Работа