В июле многим киевлянам пришли платежки с внезапно возникшими долгами за отопление. Надежды на то, что это какая-то ошибка и следующая платежка все исправит, не оправдались: немало киевлян в августе обнаружили, что суммы в них снова увеличились. Возможно, если бы это были перерасчеты на 20-50 грн, никто бы и не заметил: оплатили бы и жили дальше. Но дело в том, что долги "из ниоткуда" составили сотни и даже тысячи гривен!
В ответ на претензии потребителей тепловики посылали их в Антимонопольный комитет Украины, который якобы рекомендовал использовать новую методику перерасчета распределения между потребителями объемов потребленных в доме коммунальных услуг, утвержденную Минрегионразвития (
Люди стали обращаться в АМКУ за разъяснениями, но никаких внятных объяснений не получили. Хотя комитет и пообещал разобраться.
"В АМКУ поступают многочисленные обращения киевлян относительно начисления им в платежках дополнительных сумм за предыдущий период, основанием для чего якобы стали рекомендации АМКУ, -
При этом в АМКУ подчеркнули, что новые начисления потребители получили не в результате действий комитета, а из-за бездействия КП "Киевтеплоэнерго", которое без заключения новых договоров с потребителями принялось делать начисления по новой методике.
Добиться каких-то вменяемых объяснений от наших чиновников трудно - они отвечают настолько витиевато, что ясности становится еще меньше.
Чтобы хоть как-то прояснить ситуацию, "КП в Украине" пообщалась с главой одного из столичных ОСМД. В ходе беседы выяснилось: возможно, дело в том, что жильцы с астрономическими начисленными (но не фактическими) долгами начали делать поверки счетчиков, к чему их, в свою очередь, подтолкнули угрозы пени и штрафов.
- Скажем, собственник не жил в квартире, не передавал показания, не делал поверку счетчика, и ему за несколько лет "накапало" 50 тыс. грн долга, - пояснила глава ОСМД на примере. - Но после того, как он сделал поверку, оказалось, что на самом деле он должен не 50 тыс. грн, а 5 тыс. грн. Оставшиеся 45 тыс. грн "разбросали" на все квартиры дома.
Наша собеседница говорит, что на такое объяснение ее натолкнул ответ из "Киевтеплоэнерго", в котором их новый дом, полностью оборудованный счетчиками тепла, упрямо называли "домом, частично оснащенным квартирными счетчиками тепла". А на ее возражение по поводу того, что счетчики есть абсолютно во всех квартирах, пояснили: такая формулировка вызвана тем, что некоторые счетчики в жилых помещениях были сняты с регистрации из-за отсутствия поверки или несвоевременной передачи показаний.
То есть выходит, что как только очередной "забывчивый" сосед надумает поверить счетчик и передаст новые показания (естественно, меньшие, чем были), будет проводиться очередной перерасчет начислений для всех остальных жильцов (очевидно, что в большую сторону).
|
Такие объяснения, конечно, лучше, чем ничего, но, говорит глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко, общих фраз недостаточно. И если мы все время слышим о какой-то "новой методике", то потребитель не должен догадываться, в чем там дело. Каждому потребителю должны разъяснить, откуда взялся его долг.
- По факту претензии должны быть направлены к тем, кто утверждал новые методики - к Минрегиону, - отметил эксперт в комментарии "КП в Украине". - Пусть разъясняют, изменяют, уточняют. Это их прямая обязанность - пояснить все начисления потребителю. Каждый, кто не согласен со своим долгом, должен требовать пояснений, что именно различается в методологических подходах 2018 и 2019 годов, что позволяет насчитать лишние сотни и тысячи. Только получив расчет суммы долга со всеми исходными данными и формулами, можно проверить, правильно ли рассчитана итоговая сумма. Также было бы неплохо услышать от Минрегиона, насколько это все законно и почему они, как центральный орган власти в сфере ЖКХ, не защищают людей.
Словом, все как всегда: спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Многие украинцы к этому уже привыкли и предпринимают меры, не дожидаясь, пока ситуация усугубится.
- Несмотря на то что с монополистом бороться трудно, мы все же попробуем, - говорит глава столичного ОСМД. - Для начала мы обратились в само "Киевтеплоэнерго" с просьбой предоставить информацию о распределении услуги между всеми потребителями дома, руководствуясь законами "О жилищно-коммунальных услугах", "О коммерческом учете тепловой энергии" и "Об объединении совладельцев многоквартирного дома". В "Киевтеплоэнерго" не только не предоставили никакой информации, но и вообще не ответили на письмо. После этого мы отправили официальное письмо в КГГА с копией в "Киевтеплоэнерго", где подробно описали проблему с доначислениями и подчеркнули, что "Киевтеплоэнерго" скрывает информацию, лишая потребителей их законного права проверить соответствие объемов предоставленных услуг объемам услуг, внесенным в платежки. Мы считаем наши требования понятными и законными. Далее будем жаловаться в Минрегион.
Глава ОСМД говорит, что посоветовала жильцам не оплачивать спорные платежки до тех пор, пока правление и юристы не удостоверятся в их обоснованности.
Такого же мнения придерживается Александр Скубченко.
- Долг надо оплачивать только в том случае, если потребитель с ним согласен, - отмечает эксперт. - В противном случае такой долг считается спорным и его взыскание происходит в судебном порядке. Проблема в том, что без исходных данных невозможно сказать, законно ли доначисление или оно было произведено с нарушениями. Расчеты нужно проверять в каждом конкретном случае.
Кстати, как пояснили в ЦКС, в июле был сделан перерасчет за период 01.11.2020 - 30.03.2021, а в августе - за октябрь 2019 - апрель 2020-го. Но после вмешательства АМКУ перерасчет за период октябрь 2019 - апрель 2020 будет отменен, и это отразится в новых платежках.
Так что те, кто не стал торопиться с оплатой спорных долгов, поступили правильно. Не исключено, что после многочисленных жалоб потребителей и другие долги "из ниоткуда" будут пересмотрены.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ