В конце прошлой недели Кабмин ввел государственное регулирование цен на автомобильное топливо. Буквально на следующий день на заправках исчез весь премиальный бензин. В понедельник правительство дало разъяснение, что дорогие сорта бензина и дизтоплива под госрегулирование не попадают, но у некоторых водителей закралось сомнение – не ждет ли нас топливный дефицит. "КП" в Украине" вместе с экспертами разбиралась, зачем правительство вводит ограничение цен и к чему это может привести.
Формальной причиной введения госрегулирования цен на топливо стало, по мнению чиновников, необоснованное повышение цен сетями АЗС.
- Введение правительством предельных торговых надбавок на топливо – это вынужденная и временная мера на период карантина, - заявил министр экономики Игорь Петрашко. - Это ответ на необоснованный рост цен на топливо в розничных сетях.
По его словам, "предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли горючим и введет прозрачный механизм ценообразования". Ограничения будут действовать до конца карантина.
Предельная цена топлива на АЗС будет рассчитываться следующим образом. Максимально возможная торговая надбавка будет добавляться к средней стоимости горючего, которая будет определяться на основании данных информационного агентства Platts CIF NWE за предыдущую декаду. Предельный уровень торговой надбавки установлен в следующих размерах:
Информация о средней стоимости 1 литра дизельного топлива и бензинов публикуется на официальном веб-сайте Минэкономики ежемесячно до 3, 13 и 23-го числа.
Согласно расчетам, средняя цена дизельного топлива на ближайшие 10 дней с учетом предельной наценки должна составлять 27,89 грн за литр, бензина – 30,22 грн за литр.
Эксперты говорят, что подавляющее число заправок продает бензин и дизель дешевле установленной правительством цены. По данным директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, только на 14% заправок цены на топливо были выше. Касалось это брендовых сетей АЗС, которые продавали премиальное топливо.
Но даже эти сети позволяли постоянным клиентам приобретать топливо со скидками (программы лояльности, скидочные карты и т.п.), так что потребитель мог купить топливо даже там по цене ниже граничной, которую установил Кабмин.
В то же время чиновников, похоже, беспокоил рост цен на горючее, который был вызван ростом цен на нефть во всем мире.
- Диалог между Кабмином и сетями АЗС активизировался в марте на фоне роста цен, - поясняет Сергей Куюн. - Повод, безусловно, был: за январь-февраль цены на бензин и ДТ выросли на 4,4 грн. Но мировые (закупочные) цены в пересчете выросли еще выше – на 5,1-5,6 грн/л. Иными словами, в марте светила еще гривна как минимум. Кабмин начал разбираться в происходящем. Естественно, на повестке дня сразу появился вопрос неравной конкуренции. Дело в том, что более 20% рынка бензина в "тени", то есть выпускается он без акциза. По самым минимальным оценкам, около 3 млн тонн бензина, ДТ и автогаза идет мимо кассы на АЗС, и тем самым в 2021 году потери на акцизах и НДС составят более 22 млрд грн.
По его словам, те, кто закупает топливо с мини-НПЗ, не платит акциз, тот имеет возможность держать цены на колонке ниже себестоимости легального топлива.
- Как показывает наш ценовой мониторинг, таких станций около 50% рынка, - говорит Куюн. - Разумеется, продажи также перетекают в "тень", забирая у "белых" игроков выручку при неизменности затрат. Что вынуждены делать последние? Повышать торговую наценку, чтобы на меньшем количестве проданных литров покрывать прежний объем затрат. При этом характерно, что вопросы у Кабмина исключительно к "белым" игрокам, а не тем, кто залазит в казну.
Как говорит эксперт, в марте нашли компромисс, который был оформлен в соответствующий меморандум. Кабмин пообещал максимально закрыть схемы на рынке. Участники Нефтегазовой ассоциации, объединяющие сети АЗС, со своей стороны пообещали приложить максимум усилий, чтобы не педалировать ценовую ситуацию.
- В апреле продажи бензина на официальных АЗС впервые за обозримый период были убыточны или в лучшем случае бесприбыльны даже в так называемом премиум-сегменте, то есть у ценовых лидеров, - продолжает Куюн. - Просела маржа и на дизтопливе, пускай и не так трагично. А что правительство? Отчет силовиков по мартовскому поручению премьера о борьбе с тенью на рынке нефтепродуктов был намечен на 15 апреля, но не состоялся по сей день. Итак, результатов борьбы нет, а цена в мире достигла 70 долларов за баррель, и в начале мая цены на топливо на АЗС пошли вверх. После этого в правительстве, видимо, и решили показать, кто в доме хозяин.
В воскресенье на многих брендовых АЗС перестали продаваться премиальные сорта топлива. Из-за того что эти бензины производятся путем добавления в них специальных моющих присадок – веществ, которые позволяют двигателю, форсункам и свечам работать дольше, себестоимость таких бензинов оказалась выше той, что декларировал Кабмин. В итоге, чтобы не работать в убыток, сети АЗС прекратили продажу таких видов топлива.
Видимо, осознав, что теперь они не смогут заправить хорошим топливом свой премиальный автопарк, чиновники решили внести изменения в свое постановление и вышли с таким сообщением.
"Под установку максимальной торговой надбавки не подпадает "брендовое премиальное" топливо с улучшенными показателями качества и обозначения (маркировки) которого включает определенную торговую марку (товарный знак), что предлагается на автозаправочных станциях для автомобилей премиум сегмента по более высокой цене, чем социально значимое топливо", - сообщило Министерство развития экономики, торговли и сельского хозяйства на своей странице в
Правда, эксперты говорят, что такое разъяснение нужно оформлять отдельным постановлением, иначе чиновники смогут привлекать АЗС к ответственности.
- Не понятно, работает ли разъяснение из Фейсбука в суде, - продолжает Сергей Куюн. - В постановлении Кабмина в перечне регулируемых марок топлива однозначно сказано: бензин А-95 и дизельное топливо. Все фирменные марки топлив прежде всего являются бензином А-95 и дизельным топливом. Поэтому, чтобы там ни писало Минэкономики, за продажу сверх граничной цены можно обоснованно наказать. Это и есть главной причиной того, что не все сети возобновили продажу этих марок.
При этом эксперт видит в этом разъяснении лазейку для АЗС, которые смогут легально нарушать правительственный запрет продавать топливо дороже определенного ценового уровня.
- В сети Socar нет "простого" дизтоплива, зато есть две марки фирменного NANO ДТ и DIESEL NANO Extro, - говорит Куюн. - Сеть продолжает реализацию обоих марок по ценам, выше установленных регулятором. Выходит, так могут сделать и другие, обозвав "обычный" дизель или оставив на колонках только фирменный. Вот только вряд ли такую изобретательность оценят в Кабмине. Это лишь первый очевидный ляп решения о госрегулировании. Уверен, каждый день будет открываться что-то новое.
|
Водителей же больше волнует вопрос: не вылезет ли такая забота о потребителе боком? Ведь как только государство начинает регулировать цены на тот или иной товар, то он или становится хуже качеством, или же исчезает из продажи.
Пока что дефицита топлива на заправках не ожидается. Эксперты говорят, что правительство должно урегулировать вопрос продажи премиальных сортов бензинов и дизеля, чтобы АЗС снова начали их продавать.
В то же время такие ценовые ограничения могут спровоцировать дальнейший уход игроков рынка в тень.
- Если сегодня продажа фальсифицированного топлива с мини-НПЗ и нефтебаз, а также массовые нарушения кассовой дисциплины преимущественно фиксируются на станциях нижнего ценового сегмента, то ограничения в ценообразовании вынудят добросовестных игроков также прибегнуть к данной практике, - говорит Сергей Куюн. Это в свою очередь увеличит потери госбюджета.
Также в случае ужесточения условий для АЗС может упасть качество топлива. Ведь, чтобы соответствовать ценовым критериям, сетям придется уменьшать свои издержки.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ