4 ноября
Загрузить еще

Суэцкий канал заблокирован: как это повлияет на мировую торговлю

Суэцкий канал заблокирован: как это повлияет на мировую торговлю
Фото: REUTERS

"По вашему маршруту обнаружена пробка. Ближайший объезд займет 8000 километров. Перепроложить маршрут?". Приблизительно такими шутками сетевые остряки встретили новость о том, что в Суэцком канале сел на мель гигантский контейнеровоз Ever Given, перекрыв один из самых загруженных в мире морских торговых путей.

Грузовое судно под флагом Панамы, которое направлялось из Китая в нидерландский порт Роттердам, село на мель во вторник в 07:40 по местному времени вскоре после захода в Суэцкий канал из Красного моря. В компании говорят, что на судне полностью отключилось электричество. По другим данным, причиной был сильный ветер и мощная песчаная буря.

Размеры судна весьма впечатляют. Длина достигает 400 метров, ширина - 59 метров. На борту Ever Given находятся более 20 тыс. тяжеловесных контейнеров. Вот уже больше суток его пытаются сдвинуть с места, но ни буксиры, ни наземная техника, которая пытается откопать нос судна, успеха не добились. Судно по-прежнему стоит поперек канала, перекрыв движение в обоих направлениях. В Средиземном и Красном море образовались пробки из кораблей. Сейчас свою очередь для прохода ждут более сотни судов.

Эксперты считают, перебой в работе Суэцкого канала может отразиться на мировых рынках: через него в обоих направлениях проходят крупные поставки нефти и нефтепродуктов в Европу и на Ближний Восток. По предварительным оценкам, снять контейнеровоз с мели получится не раньше, чем через несколько дней.

Так же, по мнению экспертов, следствием инцидента может стать рост цен на нефть альтернативных поставщиков, в том числе и российской марки Urals. Правда, пока опасения о начале третьей волны пандемии перевешивают негативные ожидания от последствий пробки в Суэцком канале.

- Реакция на это событие оказалась кратковременной: после вчерашнего взлета котировок на 6,5% нефть вновь начала дешеветь, отыгрывая опасения, связанные с ухудшением эпидемиологической обстановки в мире, - пояснил "КП" в Украине" аналитик TeleTrade Сергей Родлер. -  В частности, речь идет о Европе, которая в начале года демонстрировала признаки победы над пандемией, но в данный момент переживает третью волну коронавируса. Новые локдауны подразумевают сокращение спроса на нефтепродукты и негативно влияют на цены.

Как говорит эксперт, не исключено, что если решение проблемы с проходимостью Суэцкого канала затянется, то стоимость нефти может вновь возрасти.

- Сейчас транспортные компании рассматривают варианты смены маршрутов в сторону Мыса Доброй Надежды (ЮАР), что способно затянуть сроки поставок и вынудить клиентов выходить на спотовый рынок для закупки сырья из других стран, - поясняет Сергей Родлер. - Впрочем, сохраняющийся излишек топлива из-за пандемии может и не привести к серьезным последствиям для стоимости нефти. Вероятнее всего, уже в скором времени этот фактор перестанет влиять на котировки и рынок вновь начнет следить за темпами распространения COVID-19 и отчетами по запасам сырья. 

Напомним, что Суэцкий канал является одной из важных морских транспортных торговых артерий. По нему ежедневно в обоих направлениях проходит более 50 морских судов. Через него осуществляется 30% всех мировых контейнерных перевозок.

Если канал останется надолго заблокирован, то судам придется плыть вокруг Африки, что автоматически удорожает логистику и увеличивает сроки доставки товаров, или же проводить разгрузку судов в Средиземном и Красном море и перевалке товаров по суше. Именно так осуществлялась мировая торговля до открытия канала в 1869 году.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Нет, не шутка: цены на газ с 1 апреля снова станут рыночными

Новости по теме: Нефть торговля