Если вы пользуетесь поездами, то у нас для вас плохая новость. В этом году железнодорожные билеты будут дорожать ежемесячно. К концу года стоимость пассажирских билетов вырастет на 20%. При этом, по словам чиновников, это все равно не выведет монополиста в прибыль.
Но, чтобы не ошарашивать пассажиров резким подорожанием, национальный перевозчик решил растянуть этот процесс на 10 месяцев. С марта билеты будут дорожать на 2% каждый месяц.
Чиновники называют это не подорожанием, а индексацией. Как будто от этого что-то изменится.
- Будут ли повышаться цены на билеты на пассажирские железнодорожные перевозки… - говорит министр инфраструктуры Владислав Криклий. - Я бы не назвал это повышением. Это у нас будет очень такая легкая индексация, начиная с марта-апреля, по 2% в месяц до конца года. Это предусмотрено финансовым планом "Укрзалізниці".
Изменение тарифов или, как говорит министр, индексацию в "УЗ" объяснили тем, что предыдущий раз их пересматривали в 2018 году. Однако это, мягко говоря, не слишком соответствует действительности.
В августе 2019-го "КП" в Украине" разбиралась, как изменилась стоимость билетов на нескольких популярных направлениях (Киев - Львов, Киев - Одесса и Киев - Днепр) с помощью онлайн-сервиса "Укрзалізниці" по предварительной продаже билетов и выяснила: билеты подорожали! Причем очень неравномерно: чаще всего - в 1,6 раза, но есть направления, где подорожание оказалось трехкратным и больше.
В самой "Укрзалізниці" не первый год твердят о том, что возят пассажиров себе в убыток, а по поводу цен на билеты заявляют, что они "экономически обоснованы". Правда, эксперты говорят, что в отсутствие реальной конкуренции в железнодорожных перевозках можно обосновать любой тариф.
К концу 2021-го, по словам чиновников, цены увеличатся на 20%. В теории проезд в плацкарте из Киева во Львов сейчас стоит 190 грн, а уже в декабре будет равняться 230 грн. Но на практике, как оказалось, все куда интереснее.
Похоже, мартовское подорожание будет более существенным, чем обещает перевозчик. Мы зашли на сайт "Укрзалізниці", и оказалось, что билет до Львова в плацкарте поезда 013К на субботу 20 февраля можно купить за 193,33 грн, а ровно через месяц, на субботу 20 марта, он же будет стоить 202,14 грн. То есть подорожание составит 4,5%.
Ради интереса мы взяли другое направление, и там подорожание оказалось еще большим. Так, на Киев - Харьков плацкартных мест мы не нашли, поэтому начали смотреть варианты с размещением в купе. В поезде 022Л по маршруту Киев - Харьков билет на субботу 20 февраля продавался за 558,93 грн, а на субботу 20 марта - за 594,96 грн. Подорожание составляет почти 6,5%.
Похожая картина оказалась и с южным направлением. По маршруту Киев - Днепр стоимость купейного билета в поезде 010к на эти же даты составила 514,04 грн и 547,70 грн соответственно. То есть мартовский тариф на 6,3% выше февральского.
Похоже, что "Укрзалізниця" решила перевыполнить трехмесячный план по повышению тарифа уже в марте. Чтобы нас не обвинили в необъективности, мы специально брали один и тот же день недели, а также один и тот же поезд, чтобы тарифы сравнивались максимально корректно.
|
Если тарифы на перевозки по железной дороге будут продолжать расти, то перелеты могут оказаться дешевле. Например, не так давно одна из авиакомпаний устраивала распродажу, и билет из Харькова в Киев можно было приобрести за 500 грн. При этом в пути вы будете всего полтора часа, а не 8 часов, как в случае обычного поезда, или около 5 часов, как в случае покупки более дорогого билета на "Интерсити".
Похожая ситуация и с западным направлением. Сейчас билет на "Интерсити" в первом классе стоит более 600 грн, при этом билеты на самолет можно найти в пределах 560-880 грн в одну сторону. Согласитесь, не такая уж и большая разница при существенной экономии времени.
Чтобы сэкономить на проезде, в пресс-службе Мининфраструктуры советуют украинцам брать билеты заранее. Тогда их можно будет приобрести до 40% дешевле, чем в последний день.
При этом кардинально улучшать свой сервис в "Укрзалізниці" не спешат. На популярных направлениях нередко встречаются старые вагоны, в которых путешествовать, мягко говоря, не очень комфортно. Например, не так давно в поезде "Ворохта - Киев" пассажиры жаловались, что их вещи намокли и примерзли к окнам.
Это и немудрено, ведь за2020 год перевозчик приобрел всего 28 новых пассажирских вагонов. Как сообщила пресс-служба "УЗ" в четверг, в минувшем году капитально-восстановительный ремонт прошли 13 вагонов, капитальный ремонт первой степени - 439, а в депо железнодорожники отремонтировали 954 единицы.
Правда, перевозчик обещает отвлечь пассажиров от не очень приятной окружающей действительности при помощи виртуальной реальности. В некоторых пассажирских поездах совсем скоро появится интернет. Первыми Wi-Fi получат скоростные поезда "Интерсити+". Пилотный проект планируется внедрить на направлении Киев - Харьков.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ