В конце прошлого года премьер заявил, что уже через 15 лет при ныне действующей пенсионной системе Украина не сможет платить пенсии в том же объеме, что и сейчас. Но чтобы украинцы не умерли с голоду, если доживут до все время повышающегося пенсионного возраста, в Кабмине решили форсировать введение второго уровня пенсионного обеспечения. Идея заключается в том, что часть выплат будет делать государство, а вторую – из тех денег, которые работник успел отложить за время своей трудовой деятельности на специальных счетах в пенсионных фондах.
И запустить его собираются уже до конца 2021 года.
- Мы с Министерством социальной политики полностью разработали стратегию введения накопительной пенсионной системы,- заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. - Мы ее обсудили и согласовали все нюансы с профильным комитетом Верховной Рады. Сейчас этот вопрос находится в законодательной плоскости. Соответствующий проект закона подготовлен, будем просить парламентариев принять его как можно скорее, чтобы в этом году эта накопительная пенсионная система была введена.
Руководитель комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова (фракция "Слуга народа") считает, что законопроект №2683 о введении общеобязательного накопительного пенсионного обеспечения можно принять в первом чтении уже в феврале. А вот заработать новая пенсионная система, по ее словам, сможет только с 2023 года. Для того, чтобы часть налогов с работодателей и работников перераспределять в пенсионные фонды, нужно будет найти бюджетные компенсаторы.
Хорошая новость заключается в том, что изначально чиновники предлагают не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес и работников. Поэтому на старте работы накопительной системы предлагается установить взносы на уровне 4% (2% работодатель + 2% работник). При этом в правительстве говорят, что готовы одновременно уменьшить ЕСВ и НДФЛ. То есть налоги первое время останутся теми же, но их начнут перераспределять на накопительные счета работников.
Правда, со временем размер отчислений будет увеличиваться. Пока нет точного графика повышения взноса, и механизм, за чей счет и в какой пропорции они будут делаться, тоже не оглашен. Но предполагается, что размер отчислений вырастет минимум до 7%.
В предыдущем варианте накопительной системы предполагалось, что работодатель, помимо ЕСВ (22% от зарплаты работника), должен будет ежемесячно отчислять 2% от суммы зарплаты, а сам работник – 1% своей зарплаты, помимо налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военного сбора (1,5%). То есть налоговая нагрузка росла с первого года введения реформы. При этом работник по собственному желанию мог увеличить свой взнос до 2-4% от размера зарплаты, а работодатель должен был бы пропорционально увеличить свои отчисления до 3-5%. Этот вариант критиковался экспертами из-за того, что увеличивал налоговую нагрузку на бизнес на фоне финансового кризиса, вызванного локдауном.
Впрочем, рассчитывать на то, что за короткое время удастся накопить крупные суммы, не стоит. В Нацкомиссии по ценным бумагам сообщили, что если украинцы начнут откладывать по 7% от зарплаты, то в будущем смогут получать пенсионную выплату в размере около 10,2% от последней зарплаты. Если же откладывать 10%, то размер накопительной части пенсии составит 14,6%.
Еще один важный момент, с которым пока не определились в правительстве, – это возраст, с которого такие отчисления станут обязательными. Как говорят эксперты, сейчас обсуждается два варианта ограничений возраста для тех, кто начнет платить взносы по новой пенсионной системе. Первый из них – это люди старше 35 лет, второй – старше 50 лет.
Такой разнобой обусловлен тем, что за короткий срок невозможно заработать себе на ощутимую прибавку к пенсии. Да и взносы первые годы будут составлять всего 4%, то есть взносы работников, которым "за пятьдесят", будут минимальны, что приведет к тому, что и их дополнительная пенсия будет невысокой.
Оптимальным считается срок пенсионных накоплений на уровне 30-35 лет. С учетом, что со временем возраст выхода на пенсию поднимут до 65-70 лет, то смысл вводить такие накопления есть для относительно молодых людей.
Еще один намек на то, что пенсионные взносы будут платить молодые работники, заключается в том, что правительство побоялось вводить второй уровень пенсионной реформы даже для работников вредных предприятий среднего возраста. Так, с нового года в Украине накопительные пенсии ввели только для "отдельных категорий работников в возрасте до 35 лет, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение". Речь идет о тех, кто работает на опасных производствах. Не исключено, что возраст 35 лет будет выбран и для введения второго уровня пенсионной реформы, а для людей старшего возраста такие отчисления сделают добровольными.
Большинство людей понимает, что в нынешней ситуации, когда даже развитые страны вынуждены повышать пенсионный возраст, надеяться на солидарную (см. "Справка") систему в Украине не приходится. Поэтому вопрос пенсионных накоплений для каждого гражданина весьма актуален, и доверить его государству многие не без оснований опасаются.
Ведь еще живо в памяти, как сгорели сбережения граждан при развале СССР, как в Украине галопирующая инфляция 90-х и несколько девальваций (1998,2008 и 2014-2015 годов) обнуляли заначки в национальной валюте. Плюс банкопад пятилетней давности не добавляет уверенности в надежности украинской финансовой системы.
Правительство предполагает, что деньги граждан, которые делают пенсионные взносы, будут попадать в специальные пенсионные фонды, которые будут их аккумулировать и преумножать. Это могут быть как государственные, так и негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но где гарантия, что эти самые частные пенсионные фонды не обанкротятся или руководство этих финансовых организаций не сбежит с деньгами, как это делали руководители некоторых банков? Да и вкладывать деньги с перспективой в десятки лет в Украине пока некуда.
- Накопительной системе нужно инвестировать свои "длинные ресурсы" в активы, защищенные от инфляции и девальвации и с растущей капитализацией, - поясняет экономист Алексей Кущ. – А таковые в кризис если и есть, то венчурные, то есть рисковые инвестиции. Конечно, можно впасть в безумие и согласиться с теми, кто сейчас призывает разрешить вкладывать средства НПФ в зарубежные ценные бумаги, но в таком случае мы превратимся не только в сырьевой, но еще и в "финансово-пенсионный придаток" мировой экономики, инвестируя "длинные деньги" своих НПФ в чужие страны и усиливая отток капитала из своей. И никак не регулируя риски владения зарубежными активами. Это как аппарат искусственной почки с управлением в чужих руках.
По его словам, еще большую опасность таит желание направить 100% средств НПФ, которые будут аккредитованы при накопительном фонде, в гособлигации, ведь в таком случае у государства будет искушение откупорить эту кубышку, как в 2014-м произошло в России.
- Государство может реструктуризировать облигации, продлить сроки погашений, - говорит Кущ. - Подобная ситуация может возникнуть и в Украине после введения обязательного специального взноса в НПФ – их тоже могут заморозить, а ресурс направить в ПФУ, объяснив все "кризисом", который у нас происходит перманентно.
По словам эксперта, в существующей модели взаимоотношений "государство – плательщик налогов" пока выигрывает тот, кто вообще не платит государству ни копейки, самостоятельно формируя свои пассивные доходы, например, от сдачи недвижимости в аренду. Или работая за рубежом и претендуя на польскую или итальянскую минимальную пенсию.
СПРАВКА
С 2004 года в Украине (см. Закон "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании") определено, что система пенсионного обеспечения состоит из трех уровней.
Первый – солидарная система, когда работающие платят за пенсионеров. То есть сегодня мы - своим родителям, а когда мы на пенсии будем, нам будут платить наши дети. Но так как население Украины не молодеет, а стареет, рассчитывать на эту систему уже не получается.
Второй уровень - накопительный. Он предусматривает, что работники и/или работодатели будут платить обязательные взносы, которые будут аккумулироваться и преумножаться на персональных счетах граждан, а доступными для использования средства будут после достижения гражданином пенсионного возраста.
Третий - система негосударственного пенсионного обеспечения. Она предусматривает добровольные отчисления. Эта система работает и сейчас - в Украине насчитывается несколько десятков негосударственных пенсионных фондов, но большой популярностью у населения пока не пользуется.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ