Бюджет на 2021 год во втором чтении депутаты обещают рассмотреть на следующей неделе. Этот документ прошел согласование с МВФ и по сравнению с первоначальной версией, за которую парламент проголосовал месяц назад, появились изменения. В частности, планы правительства рекордными темпами повышать минимальную зарплату пришлось скорректировать, учителям и медикам рост зарплат тоже не светит, зато расходы на Офис президента и прокуратуру увеличили. "КП" в Украине" проанализировала, какой может быть главная смета страны на следующий год.
Первое, что стоит отметить: в этом году депутаты и чиновники уже сорвали сроки бюджетного процесса. Согласно законодательству бюджет должен быть проголосован до 1 декабря. Формально Кабмин подал документ ко второму чтению за несколько дней до этой даты, но у депутатов руки дойдут рассмотреть документ только на следующей неделе.
Виноваты в этом и долгие согласования с МВФ, и споры относительно того, вводить ли кассовые аппараты для малого бизнеса со следующего года и многое другое. И в этом нет ничего катастрофического, в прошлые годы бывало, что бюджет принимали накануне новогодних праздников. Сейчас же депутатам нужно уложиться в срок до локдауна, который, по слухам, начнется 23-24 декабря.
На переговорах с МВФ чиновники согласовали уменьшение дефицита бюджета с 6 до 5,47% ВВП. Хотя, по словам экономиста Даниила Монина, правительство пошло на небольшую хитрость. Оно не столько снизило расходы, которые уменьшились на 13 млрд гривен, а запланировало собрать больше налоговых поступлений и прочих сборов - рост составляет 21 миллиард гривен.
- Минфин провел некую корректировку и, натянув доходы вверх, уменьшил дефицит бюджета, - заявил Даниил Монин.
В частности, для увеличения доходной части правительство предлагает добавить к источникам формирования специального фонда госбюджета плату за лицензии в сфере азартных игр и лотерей. То есть в следующем году в Украине должны заработать казино.
Планы по поступлениям в доходную часть бюджета многие эксперты считают завышенными. Так, экономист Алексей Кущ сомневается в том, что удастся выполнить планы по увеличению на 30% внутреннего НДС и на 15-20% - импортного НДС. А с ростом минималки, которая увеличится на 20% уже с 1 января, есть риск ухода бизнеса в тень. По его словам, структурно этот бюджет мало чем отличается от смет прошлых лет.
Проблему, что делать с тем, если не удастся собрать необходимое количество бюджетных поступлений, чиновники, видимо, будут решать по мере появления этой проблемы. А то, что проблема может возникнуть еще и по экономическим причинам, предупреждают эксперты НБУ.
- Тенденции в экономике и на финансовых рынках свидетельствуют о сужении внутреннего рынка и усилении рисков попадания экономики Украины до негативного цикла социально-экономического развития, в рамках которого снижение совокупного спроса в экономике приводит к сокращению доходов, росту безработицы населения и еще большему замедлению экономической активности, - предупреждает глава Совета НБУ Богдан Данилишин.
По его словам, такая ситуация требует активной государственной политики: внутренний спрос необходимо поддержать и не допустить, чтобы финансовое состояние предприятий и граждан становилось хуже.
Минимальная зарплата в следующем году будет расти не такими быстрыми темпами, как предполагалось правительством. Первый этап - повышение до 6 тысяч грн, как и в бюджете после первого чтения, назначен на 1 января, а вот второй этап, повышение до 6,5 тысячи грн, пришлось переносить на 1 декабря.
Причина такого переноса проста. Дело в том, что рост этого показателя приводит к увеличению пенсионных выплат - а дефицит Пенсионного фонда (ПФ) покрывается как раз из госбюджета. Чтобы сократить дефицит ПФ, второй этап повышения перенесли с 1 июля на 1 декабря. Это позволит сэкономить около 8 миллиардов гривен на пенсионных выплатах.
Что касается средних зарплат, роста цен и курса доллара, то эти бюджетные показатели выглядят так:
Но помните, что курс доллара, который закладывают в бюджет, очень редко совпадает с реальными цифрами в обменных пунктах. Это всего лишь условный показатель, по которому рассчитывают поступления от налогов на экспорт и акцизов, которые привязаны к валюте, например, акциз на топливо.
Что касается изменений прожиточного минимума и предполагаемого роста минимальных пенсий, то эти статьи не изменили. О том, как будет меняться размер пенсии в 2021 году и какие еще новшества ждут пенсионеров, читайте здесь.
В первом чтении бюджета были заложены существенные повышения зарплат учителям (+30%) и врачам (+30). Более подробно об этом читайте здесь. Потом профильный министр Максим Степанов обещал, что в госбюджете-2021 правительство заложит адекватный размер зарплаты для врачей - не менее 22-25 тыс. грн, чтобы медики не выезжали за границу. Медицинские сестры будут зарабатывать 15 тыс. грн, младший медперсонал - до 10-12 тыс. грн. Но этим планам так и не суждено было сбыться. Сначала отказались от повышения зарплат учителям, а потом и медикам.
Министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что пока продолжается бюджетный процесс, он будет настаивать на росте зарплат медиков. Но эксперты не верят в то, что правительство решится увеличить расходы вопреки пожеланиям МВФ - экономить.
В Национальной службе здоровья (НСЗУ) говорят, что зарплаты у медиков сейчас в несколько раз ниже, чем обещал им Степанов: руководители медучреждений по оказанию специализированной помощи в среднем получают 23,5 тыс. грн, врачи - менее 9 тыс. грн, а средний медперсонал - 7,5 тыс. грн, младший медперсонал - около 6 тыс. грн.
Более того, по данным НСЗУ, на лечение пациентов с COVID-19 на весь год в бюджете предусмотрено лишь 14,5 млрд грн. По их прогнозам, это может привести к тому, что уже во втором квартале придется в десять раз уменьшить расходы на лечение пациентов с COVID-19. Возможно, депутаты и чиновники ожидают, что к этому моменту Украине передадут вакцину от коронавируса. Но если этого не произойдет, то придется где-то искать деньги на лечение граждан.
Скромничать в следующем году чиновники не захотели. Например, раскритикованное всеми повышение расходов на Офис президента ко второму чтению осталось неизменным. Расходы из общего фонда государственного бюджета на обслуживание деятельности президента и Офиса президента в 2021 году составят 1,267 млрд гривен. Это на 39,4% больше, чем в текущем году - 909 млн гривен.
Депутатам и Кабмину также предлагают "накинуть" больше денег, но аппетиты тут скромнее. Так, расходы на Верховную Раду увеличатся на 10% - с 2,29 до 2,53 млрд грн. Из них 95 млн грн пойдут на увеличение зарплаты аппарату парламента. Также предполагается, что на 80 млн грн вырастут расходы на правительство - с 2,42 до 2,5 миллиарда гривен. В этом случае рост составит скромные 3,3%.
Расходы на безопасность и оборону закладывают на уровне 267 миллиардов гривен. Это на 21 миллиард больше, чем в прошлом году, но столько же, сколько было в документе к первому чтению. На зарплаты военным и правоохранителям выделят 131 миллиард. То есть на 8,3 миллиарда гривен больше, чем в прошлом году.
Совсем немного добавили полиции - 20 млн грн, что при бюджете более 98 миллиардов гривен выглядит каплей в море. Зато Генеральная прокуратура получит на 2 миллиарда гривен больше. Их бюджет вырос с 9,5 до 11,5 млрд грн. Рост на 21%.
Больше всего в процентном соотношении увеличили бюджет Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей. Эта структура пока не начала работать, но расходы на нее выросли более чем в два раза - c 56 до115 млн грн. Сметы на остальные силовые ведомства претерпели косметические изменения.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ