4 ноября
Загрузить еще

Кабмин "развенчал мифы" о бюджете. И сделал только хуже

Кабмин
Фото: Фото УНИАН

Завтра, 20 октября Верховная Рада должна была голосовать за законопроект о Госбюджете на 2021 год. Но сегодня, 19 октября, на согласовательном совете глава ВР Дмитрий Разумков заявил, что рассмотреть главный финансовый документ страны смогут не раньше 3 ноября, после того, как ВР вернется к работе после местных выборов. Он сообщил, что по техническим причинам и документ еще не готов, и нардепы не ознакомимли, и комитет не принял соответствующее решение. В общем, отложили.

А ведь накануне так готовились! В Кабмине даже решили бороться с критиками проекта бюджета на 2021 год при помощи соцсетей. Так, на официальной странице правительства в Facebook появилась интересная информация "10 мифов проекта госбюджета 2021 года", в которой чиновники пытаются опровергнуть обвинения. Вместе с экспертами мы проанализировали некоторые из этих "развенчаний мифов" и в очередной раз убедились, что чиновники продолжают нами манипулировать.

О субсидиях

Первым мифом в правительстве назвали сокращение объема субсидий. В бюджете на следующий год предусмотрено 36,6 млрд грн на помощь населению. А госбюджет на 2020 год предусматривал выделение на выплату субсидий 39,330 млрд грн. То есть сокращение таки есть. Но чиновники называют это мифом и говорят, что профинансируют субсидии в полном объеме. Объясняют это тем, что цены на газ снизились, а значит, и субсидий населению нужно меньше.

Частично это правда. Действительно, сейчас тарифы на газ ниже, чем они были в начале прошлого отопительного сезона. Однако какими они будут зимой, не знает никто. Во-вторых, мы уже несколько раз писали, что правительство изменило принципы расчета субсидий на новый отопительный сезон, и люди будут платить больше относительно их доходов.

Например, в этом отопительном сезоне выплачиваемая субсидия будет учитываться в общем доходе субсидианта. Также в доход учитывают льготы, которые получает человек по услугам ЖКХ. Таким образом, сумма доходов существенно вырастет за счет новых правил подсчета, а значит, сумма начисленной субсидии уменьшится.

Кроме того, после окончания карантина, а пока он продлен только до 31 декабря 2020 года, будет увеличен размер обязательного платежа. Раньше он был 15%, но весной правительство увеличило его до 20%, но сделало отсрочку внедрения этого новшества до окончания карантина.

Также теперь иметь большую официально задокументированную семью для субсидиантов стало невыгодно. Список тех лиц, которые входят в состав семьи вне зависимости от места их пребывания, расширили: муж, жена, родные и усыновленные дети до 18 лет, дети, которые не состоят в браке и учатся на дневном стационаре в возрасте до 23 лет. Это означает, если дети, к примеру, получают зарплату или стипендию, но при этом живут в другом городе (или стране), их доход все равно будет учитываться в общий семейный, и это уменьшает шансы на получение субсидии.

В общем, как видите, размеры субсидий по отношению к их доходу для многих действительно могут сократиться.

О налогах

В правительстве говорят, что ставки налогов и сборов в Украине не вырастут, но налогов удастся собрать существенно больше. Дополнительные 92 млрд грн хотят получить за счет закрытия "схем" по минимизации налогов. Вскользь упоминается о росте налогов для населения и малого бизнеса, но всего лишь на уровень минимальной зарплаты, к которым они привязаны.

Однако именно рост минимальной зарплаты эксперты называют квазифискальным инструментом давления на мелкий и средний бизнес. Смотрите: минимальная зарплата на 1 января этого года составляла 4723 грн, а 1 января 2021 года она составит 6000 грн. Т о есть вырастет на 27%.  С 1 июля она же вырастет до 6500 грн, или на 37%. Такой резкий рост минималки потянет за собой и рост налогов с малого и среднего бизнеса. По словам экономиста Даниила Монина, малому бизнесу придется сложнее всего. Если экономика вырастет на 15%, то налоги, которые им придется платить, вырастут минимум на 25%.

Для простых людей повышение минимальной зарплаты означает и рост налога на "лишние квадратные метры". Согласно нынешнему законодательству, налог на недвижимость платится за излишки площади. Гражданам нужно платить за все квадраты, которые превышают льготную норму, то есть:

  • квартиры площадью более 60 квадратных метров,
  • жилые дома более 120 "квадратов".

Размер налога на недвижимость привязан к размеру минимальной зарплаты на 1 января каждого года. То есть, если минималка повысится на 27%, на столько же повысится и налог на излишки площади.

Более подробно о том, к чему приведет повышение минимальной зарплаты, читайтездесь.

О дефиците бюджета и печатном станке

Также в правительстве опровергают тот факт, что в бюджет заложен слишком большой дефицит бюджета – на уровне 6%. Чиновники говорят, что такой же дефицит будет, например, у Польши. Однако это не отменяет тот факт, что дефицит существенный, и расплачиваться за него придется или запуском печатного станка, или же накапливая новые долги.

При этом правительство планирует одалживать у МВФ и других международных доноров, а те в свою очередь не спешат на помощь Украине, особенно в свете последних скандалов в НБУ и откате ряда реформ. В следующем годув правительстве планируют привлечь около 3 млрд долларов от размещения евробондов. Финансирование бюджета от МВФ и других МФО ожидается в размере 43,2 млрд грн ($1,5 млрд), от приватизации - 6 млрд грн.

- Ситуацию осложняют далеко не безоблачные отношения с МВФ, - говорит экономист Дмитрий Боярчук. - А без поддержки МВФ - своеобразного индикатора, который показывает, насколько можно доверять стране, - значительно усложнится доступ к финансированию от других институциональных инвесторов. Впрочем, пандемия внесла коррективы и в сотрудничество с МВФ. Возможно, фонд будет более лояльным к промахам власти.

Около 80% заимствований Минфин хочет провести на внутреннем рынке. И тут одним из рисков может стать низкий спрос со стороны банков и инвесторов. В этом случае возможна попытка включить печатный станок. Чем это обернется для гривны, можно только предположить.

Экономист Алексей Кущ говорит, что привлечение столь масштабных заимствований на внутреннем рынке возможно исключительно в условиях запуска гибридной эмиссии, когда НБУ будет рефинансировать банки на срок до пяти лет, а те вложат полученный ресурс в ОВГЗ.

О математике и манипуляции цифрами

Ну и напоследок хочется остановиться на том, как чиновники пытаются оправдать увеличение расходов на себя любимых. Во время представления проекта бюджета в парламенте оппозиция заявила, что правительство увеличивает свое финансирование почти на 200 млн грн. На 2 млрд грн больше может получить Офис генпрокурора, а Государственному управлению делами (ДУС) хотят увеличить финансирование на 700 млн грн. В правительстве говорят, что расходы вырастут не так уж и сильно.

- Проектом бюджета предусмотрено 0,63% расходов на Офис президента, парламент и правительство, - говорится на кабминовском слайде. – Таким образом, расходы на эти три органа госвласти остаются меньшими, чем они были в 2017-2019 годах. Если принять весь бюджет за 1 грн, то на ОПУ, СКМУ и ВРУ расходуется 0,3 копейки.

В этих трех предложениях заложено сразу несколько неточностей и манипуляций. Дело в том, что в Кабмине не посчитали раздуваемые расходы на госуправление делами (знаменитая ДУСя), которое ведает дачами, самолетами, автопарком и прочими "излишками" для президента и его приближенных. А там расходы растут на 700 млн грн. Об увеличении расходов на генпрокурора тоже решили умолчать.

Зато для того, чтобы показать ничтожность расходов на чиновников, приняли их равными 0,3 копейки от 1 гривны, за которую приняли весь бюджет. Хорошая метафора, если бы не фактическая ошибка. В первом предложении говорится о 0,63% расходов бюджета на чиновников, а потом эта цифра превращается в 0,3%, или 0,3 копейки от 1 гривны. Верить таким манипуляциям или нет, уважаемые читатели, решайте сами.

Фото: ФБ Кабинета министров Украины

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Денег нет, но вы держитесь: что будет с пенсиями и соцвыплатами в ближайшие годы