Для простых граждан финансовый кризис - это снижение зарплаты, угроза увольнения и снижение уровня жизни. Однако в это время некоторые компании пытаются подзаработать. Наплевав на судьбы тысяч сотрудников государственного предприятия «Укравтогаз», его пытаются передать другому владельцу. Самое страшное, что инструментом в борьбе за предприятие является профсоюз, который вроде бы должен защищать работников, а на самом деле пляшет под дудку чиновников. По крайней мере в этом уверены работники «Укравтогаза».
Как отобрать 200 млн долларов
Вряд ли кто-то поспорит с тем, что торговля топливом - это золотое дно. Владелец даже одной заправки переходит в разряд далеко не бедных людей. А теперь представьте, что кто-то в один день сможет заполучить сразу 89 заправочных станций. Более того, этот кто-то собирается как минимум в 4 раза снизить зарплаты работникам. Думаете, это фантастика? Нет, именно такой сценарий разыгрывается вокруг государственного предприятия «Укравтогаз» и его двухтысячного коллектива.
Сама компания «Укравтогаз» владеет 89 заправками по всей Украине. Стоимость всех заправочных станций вместе с землей составляет почти 200 млн долларов, а годовой доход 89 автозаправок «Укравтогаза» - свыше 800 млн грн. И вот это все добро решили прибрать к рукам чиновники Минтопэнерго и «Нефтегаза Украины». С какой целью? Скорее всего, чтобы провести скрытую приватизацию. По крайней мере об этом говорят на предприятии.
А началось все в начале года, когда чиновники «Нефтегаза Украины» впервые поставили вопрос о создании нового дочернего предприятия. Было это 21 января 2008 года. А уже через две недели Юлия Тимошенко с подачи «Нефтегаза» поручает ему же «проработать» данный вопрос. Но правительство решает создавать его не с нуля, а путем передачи существующего филиала «Укравтогаз», входящего в состав «Укравтогаза», под начало материнской компании - НАК «Нефтегаз Украины».
С тех пор процесс реорганизации находился на контроле Кабмина. А финальным аккордом перед решением о создании нового предприятия стало поручение правительства от 9 декабря - через несколько дней после создания новой коалиции и сохранения Тимошенко премьерского кресла - срочно подать обновленные данные для справки-обоснования. Через два дня свет увидел приказ Минтопэнерго «О создании Дочернего Предприятия «Укравтогаз» НАК «Нефтегаз Украины».
Подготовка распродажи?
В официальном обосновании выделение «Укравтогаза» в отдельную компанию указывается на неэффективность хозяйственной деятельности управления и несовершенство механизма ценообразования на газ. Но «Укравтогаз» - вполне успешная хозяйствующая единица. Годовой доход 89 автозаправок «Укравтогаза» составляет свыше 800 млн грн. А создание нового ДП «Укравтогаз» - очень дорогостоящая операция. По данным профсоюза, в результате отделения от ДК «Укртрансгаз» только на наполнение оборотных фондов предприятия придется потратить более 300 млн грн. При этом позитивный результат работы будущего ДП «Укравтогаз» совершенно не очевиден. Так зачем в условиях экономического кризиса плодить новые структуры?
- Коллектив «Укравтогаза» уверен, что настоящей целью реорганизации является его... приватизация, - утверждает председатель объединенного профкома управления «Укравтогаз» Юрий Гришко. - Именно так можно будет вывести сеть газовых заправок из-под действия Закона Украины «О трубопроводном транспорте», которым запрещена приватизация, реорганизация, дробление и т.д. объектов газотранспортной системы Украины. По иронии судьбы, инициатором преобразований является руководство Кабмина - Юлия Тимошенко и Александр Турчинов, которые ровно два года назад приложили все усилия для принятия того самого Закона «О трубопроводном транспорте», запрещающего подобные манипуляции с газотранспортной системой. Достаточно сказать, что законопроект, ужесточающий контроль над ГТС, был подан двумя депутатами - Юлией Владимировной и Александром Валентиновичем.
Скрытая угроза
Впрочем, казалось бы, какая разница, под чьим началом будет предприятие? Однако, как уверяют работники, все эти манипуляции не что иное, как попытка приватизировать предприятие, а также уволить часть коллектива, а остальным существенно сократить зарплаты и социальные льготы. Для отстаивания своих прав работники предприятия создали свой профсоюз, ведь отраслевые профсоюзы не только не могут обеспечить защиту наемным работникам, но и нередко выступают инструментом в руках руководителей предприятий.
Судите сами: на 1 декабря количество безработных в Украине составляло почти 700 тысяч человек. По прогнозам экспертов, на 1 января 2009 года этот показатель достигнет 870 тысяч, а на 1 апреля - 1,52 миллиона человек. Получается, что ежедневно в стране теряют работу от 5 до 10 тысяч человек. И где реакция профсоюзов? Недавно весь Интернет был завешан объявлением о некоей «масштабной» акции протеста под эгидой профсоюзов, которая на самом деле закончилась обычным пшиком. В связи с этим на предприятии был создан свой профсоюз, который выступает на стороне трудящихся, а не руководства.
- На нашем предприятии сейчас тлеет трудовой конфликт, в основе которого лежат подозрения двухтысячного коллектива о том, что в ближайшем будущем могут ухудшиться условия оплаты труда и социального обеспечения, - говорит Юрий Гришко. - Выделение «Укравтогаза» из состава ДК «Уктрансгаз» в отдельное юридическое лицо приведет к тому, что на коллектив этого предприятия больше не будут распространяться положения коллективного договора «Укртрансгаза». По нашим подсчетам, финансирование заработной платы и социальных выплат может сократиться в пять раз - с 20 миллионов гривен в год (по коллективному договору) до 4 миллионов гривен (минимального уровня, требуемого действующим законодательством).
«Ничего не вижу, ничего не слышу»
Пока именно так можно характеризовать позицию первых лиц государства и правоохранительных органов в этой ситуации. Все обращения трудового коллектива остаются без ответа.
- Позиция нашего коллектива была отражена в многочисленных обращениях на имя президента, премьер-министра, народных депутатов, руководителей НАК «Нефтегаз Украины» и в правоохранительные органы, в которых мы категорически выступали против этой реорганизации, противоречащей Закону Украины «О трубопроводном транспорте» и осуществляемой в интересах определенных сил, заинтересованных в приватизации сети АГНКС, - продолжает Юрий Гришко. - Более того, наш профсоюз инициировал создание примирительной комиссии с участием экспертов Национальной службы посредничества и примирения при президенте Украины, однако нам начала противодействовать НАК «Нефтегаз Украины».
Чужой среди своих
Бороться с трудящимися «Нефтегаз» решил тоже при помощи профсоюза, только своего карманного. На эту роль подошел профсоюз работников нефтяной и газовой промышленности, которым руководит некий Александр Попел - человек, который, согласно официальной биографии, возглавляет отраслевой профсоюз еще с советских времен. Неудивительно, что переживший смену всех властей чиновник и сейчас готов плясать под дудку своего руководства в лице НАК «Нефтегаз Украины», которое как раз и хочет прикарманить сеть АГНКС. А сам Попел наплевал на интересы людей, которых он призван защищать.
- В качестве орудия борьбы чиновники избрали профсоюз работников нефтяной и газовой промышленности, который принялся создавать собственную примирительную комиссию - в противовес существующей, созданной нашим профсоюзом, - считает Юрий Гришко. - Его задача проста - вытеснить из трудового спора существующую комиссию и навязать сомнительное решение Минтопэнерго и «Нефтегаза» многотысячному коллективу «Укравтогаза». В итоге нашим работникам грозит урезание зарплат, льгот, а часть коллектива могут просто выкинуть на улицу. Уже была озвучена позиция, что наш профсоюз не уполномочен разрешать данный трудовой спор. Это якобы должен делать объединенный профсоюз ДК «Укртрансгаз». Более того, по имеющейся у нас информации отраслевой профсоюз уже дал от нашего имени согласие на эту реорганизацию!
Воистину Украина - страна парадоксов: где еще простые работники делают все, чтобы сохранить свое предприятие, а чиновники и руководители, в чьи обязанности это входит, стремятся к прямопротивоположному? Такими темпами скоро вся наша транзитная система, которая осталась последним инструментом в борьбе с российским «Газпромом», будет раздроблена и приватизирована по частям. О том, что случится после, лучше даже не думать. Пока же работники управления «Укравтогаз» надеются, что их усилия не пропадут напрасно, и собираются идти до конца, используя все законные способы борьбы за свои права, вплоть до забастовки.