21 ноября
Загрузить еще

Цены в супермаркетах: почему растут и когда это кончится

Цены в супермаркетах: почему растут и когда это кончится
Фото: Фото: reuters

Выше неба

Цены в супермаркетах растут не по дням, а по часам

Еще неделю назад репчатый лук в супермаркете возле моего дома продавался по 12 грн за кило, в пятницу – по 18 грн, а в минувший понедельник – уже по 23. То есть за неполную неделю цена на лук увеличилась вдвое! Не отстают от лука и другие овощи борщового набора, причем впечатление такое, что торговые сети задались целью продать самый негодный товар по наиболее высокой цене.

На днях пожилая соседка попросила купить ей картошку – эту покупку стыдно было отдавать. Мелкая, вся в порезах, подгнившая, да еще и привявшая, зато по 15 грн за кило! И при этом передо мной встала еще одна непростая дилемма: купить старушке картошки по минимуму (потому что все же она была ужасного качества) или хотя бы два кило (учитывая, что чуть ли не половина такого товара уйдет в очистки).

Огромная морковь размером с ракету лежит по 10 грн за кило, свекла – по 17 грн. В полтора-два раза взлетела стоимость лимонов – они продаются по 66 грн, 75 грн и даже по 93 грн за килограмм.

Стоимость гречки выросла на 10-20%, а сахар собственной ТМ, цена на который на протяжении нескольких месяцев держалась на уровне 13,20, подросла до 14,50 грн. Медленно, но уверенно дорожают и другие продукты.

Очевидно, что наглость торговых сетей объясняется не только паникой, но и закрытием продуктовых рынков. На рынках цены всегда были гораздо скромнее, что не давало супермаркетам "зарываться".

Теперь, же в отсутствие конкурентов, супермаркеты, что называется, цену себе сложить не могут. При этом покупатели недоумевают: почему власти посчитали, что покупка продуктов на открытом воздухе опаснее, чем покупки в закрытых помещениях? Кто это придумал?

- Что касается продуктовых рынков, то здесь произошло недопонимание, - разъяснил в комментарии "КП" в Украине" глава Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко. - С одной стороны, продуктовые рынки относятся к объектам критической инфраструктуры и должны были продолжать работу. С другой стороны, это не было четко прописано в документах, и местные власти начали их закрывать. Между тем, когда мы обсуждали эти вопросы с Кабмином, то пришли к однозначному выводу, что должны быть закрыты только промтоварные рынки, а продуктовые могут продолжить работу

По словам эксперта, это недопонимание произошло из-за ситуации, когда все решается "с колес" и возникают разные толкования. Сейчас готовится новое постановление, где все будет подробно прописано, так что ждем изменения ситуации буквально на днях.

По цепочке

Эксперт по розничной торговле Андрей Куценко говорит, что есть группа товаров, на которые во время паники наступил повышенный спрос, и эти товары медленно подтянули за собой остальные.

- Прежде всего это пресловутая гречка, с которой периодически наблюдается какой-то психоз, - говорит эксперт. - Такое впечатление, что украинцы массово получили установку: в любой непонятной ситуации покупай гречку! Когда гречка заканчивается или цена на нее, по мнению покупателя, становится непомерной, он переводит внимание на продукты, которыми ее можно заменить – рис, макаронные изделия. Рост цен на крупы и макароны подтягивает за собой картофель, а картофель – овощи борщового набора. То есть ситуация развивается по цепочке.

Что касается непродуктовых товаров, то, возможно, пост-карантинные исследования скажут точнее, но, по мнению Куценко, здесь наибольшим спросом пользуются влажные салфетки, антисептики и маски.

В то же время Алексей Дорошенко обращает внимание: если смотреть в целом по стране, некоторые товары даже подешевели. Например, в среднем снизились цены на хлеб, сахар, яйца, куриную тушку. Хотя некоторые торговые сети действительно пользуются ситуацией и задирают цены, но тут уже наступает время жестких действий Антимонопольного комитета.

Громкое "выступление" АТБ

Но если большинство торговых сетей повышают цены "тихой сапой", то в АТБ решили выступить с размахом. Как известно, сеть супермаркетов "АТБ" в начале недели заявила о повышении цен на ряд продуктов питания и товары первой необходимости в условиях карантина, введенного в Украине в связи с коронавирусом.

Сообщается, что продукты борщового набора подорожали на 35-128%, сахар - на 8%, макаронные изделия на 9,5%, пшеничная крупа - на 11%, гречка - на 51%, мука – на 5%, яйца – на 6%.

В компании повышение цен объяснили стремительным ростом закупочных цен от поставщиков не только для торговой сети АТБ, но и для всех операторов украинского рынка розничной торговли.

- Я уже готовлю официальное обращение в АМКУ относительно сети АТБ, которая заявила о том, что имеет какие-то основания для повышения цен, - говорит Дорошенко. - Пусть эти основания проверит Антимонопольный комитет. Сегодня не время наживаться на панике и на людях, подобное поведение можно назвать неприкрытым мародерством.

По словам главы Ассоциации, поставщики цены не поднимали – для них и без того наступила "ситуация мечты". Покупатели несут свои деньги и делают запасы, приобретая даже то, что долго пылилось на полках. А значит, оснований поднимать цены на 20, а то и 30% и более у продавцов просто нет.

В то же время, говорит Дорошенко, время повышенного спроса подходит к концу. Большинство граждан уже сделали большие запасы, потратив почти всю имеющуюся наличность. Никому не понятно, когда закончится карантин и люди начнут работать. В некоторых странах после повышенного спроса уже наблюдается его прогнозированное падение. И в этих странах люди имеют накопления, чего нельзя сказать о нас.

В то же время, прогнозирует эксперт, ожидать падения цен вместе с падением спроса не стоит. Здесь свои коррективы вносит ослабление национальной валюты, и только на этом фоне цены могут вырасти на 2-5%.

Читайте также

Как из-за карантина будут менять бюджет: кому урежут, кому добавят 

В правительстве звучат идеи создать стабилизационный фонд для финансирования антикризисных мер, увеличить дефицит госбюджета на 200 млрд, но не понятно, где брать на это деньги.