Нардеп от "Слуги народа" Даниил Гетманцев, находясь в постоянном поиске денег в бюджет, обратил свой взгляд на глобальные корпорации, предоставляющие услуги через интернет: Google, Facebook, YouTube, Apple. В Верховной Раде зарегистрирован законопроект №
Компании, которые не посчитают нужным зарегистрироваться плательщиками НДС, ждет штраф 8,5 тыс. грн. По мнению автора инициативы, деятельность компаний-нерезидентов, предоставляющих диджитал-услуги, проводится без надлежащего налогообложения, что приводит к потерям государственного бюджета и создает неконкурентную среду для резидентов-плательщиков.
Авторы документа приводят в пример страны, в которых налогообложение электронных услуг является обычной практикой: ЕС, Австралия, Беларусь, Казахстан, РФ.
В частности, в ЕС до 2015 года местом поставки электронных услуг являлось место регистрации поставщика. И многие минимизировали налог, регистрируясь в странах с низкими процентными ставками. Для этого и были разработаны правила, которые бы позволили обложить налогом электронные услуги именно по месту их потребления.
Три года назад – с 1 января 2017 года – аналогичный налог был введен в РФ. На налоговый учет стали Apple Distribution International, Google Commerce, Microsoft Ireland, Netflix International B.V., Wargaming Group, Bloomberg, Alibaba, Booking.com – всего 1580 компаний. Согласно официальным данным, ими было уплачено в бюджет в 2017-м - 9,4 млрд руб., в 2018-м – 12 млрд руб., в первом квартале 2019-го – 12 млрд руб., причем 70% сумм приходится на большие IT-компании.
Аналогичные налоговые правила в 2018-м ввели в Беларуси.
Положительный опыт соседей не дает спокойно спать украинским чиновникам. Но сработает ли этот закон в Украине и как нововведение отразится на деятельности соцсетей? Мнения экспертов на этот счет разделились.
Так, по словам аналитика "Центра биржевых технологий" Максима Орыщака, нововведение никак не отразится на деятельности соцсетей и электронных сервисов в Украине.
- Это регулирование деятельности с желанием зарабатывать на том, что рекламируют украинскому потребителю, - поясняет эксперт. - В случае Украины пополнение бюджета в любых объемах является необходимым шагом. Поскольку "затягивать пояса" дальше некуда, правительство рассматривает варианты дополнительного налогообложения. При этом остается открытым вопрос - доведут ли они это до этапа "налоги платят зарубежные компании", или пойдут по простому пути "допналоги за рекламу украинских компаний"?
В целом идея того, что международные корпорации должны платить в Украине, является абсолютно здравой, и теперь остается задача организовать для этого простой доступный механизм, считает Орыщак. При этом эксперт напоминает: мировая практика снятия таких налогов существует, но не везде все сделано правильно. Например, в Азербайджане налоги считываются не с крупных компаний, а с пользователей, которые платят деньги. То есть государство снимает 18% со всех услуг, которыми азербайджанские граждане пользуются на иностранных сайтах. Важно, чтобы в Украине пошли по пути снятия средств с крупных компаний, а не с населения и бизнеса.
В то же время аналитик Даниил Монин оценивает любую инициативу по увеличению налоговой нагрузки строго отрицательно.
- Аппетиты Гетманцева собрать побольше денег ничем не ограничены, - констатировал аналитик. - Скоро за воздух будет брать.
Принятие закона будет означать подорожание, которое может произойти с любыми услугами, которые потребитель получает через интернет от компаний-нерезидентов. При этом Монин признает, что, вопреки прогнозам ряда экспертов, из Украины из-за дополнительных налогов никто не "сбежит".
- Они не могут сбежать, - поясняет аналитик. - Если я заказываю услугу по рекламе в Facebook, значит, я сделал свой выбор использовать этот канал продвижения своей продукции или услуги. Вопрос в цене: вероятно, что за 1 доллар, вложенный в рекламу, мне дадут меньше показов потенциальным клиентам, поскольку Facebook необходимо будет заплатить еще 20% в бюджет. Есть и еще один момент. Если рекламную компанию в том же Facebook делает нанятая компания, она выставляет счет клиенту и платит налог, плюс еще Facebook надо оплатить счет с НДС. Так что просто поднимется стоимость услуг.
Экономист Владислав Банков считает, что подобные законопроекты, с одной стороны, являются четким сигналом инвесторам о том, что правила могут меняться в любой момент, а с другой, работать в Украине не будут.
С коллегой согласен и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, который напоминает: в США или ЕС те же Google и Facebook зарабатывают миллиарды долларов прежде всего за счет бизнес-трафика, который у нас практически мертв. Слишком уж все любят "халяву".
- С точки зрения эффективности такой метод фискализации можно сравнить со стрижкой свиньи: визга много, а шерсти мало, - отметил в комментарии "КП" в Украине" Алексей Кущ. - Администрирование налога в этой сфере будет дороже, чем сами сборы. Эта идея похожа на начисление НДС на зарубежные посылки - расчет на сознательность налогоплательщиков. В идеале такие модели работают в странах с высоким уровнем цифрового развития налоговых органов и правом плательщиков на получение налогового кредита. А нынешней власти лучше бы разобраться с фиктивным возмещением НДС, налоговыми скрутками и "товарным пересортом" - самыми распространенными схемами уклонения от уплаты НДС. Там речь идет о миллиардах. Еще можно изменить концепцию возмещения НДС по сырьевым товарам - там расходы бюджета исчисляются десятками миллиардов. Но вместо этого мы видим очередной "налоговый гиперлуп" с объемом сборов в несколько сотен миллионов в год.
КСТАТИ
В законопроекте уточнен перечень электронных услуг. В частности, к ним относятся:
При этом сюда не относятся услуги, которые были заказаны через интернет, но доставлены не с помощью сети, поставки программ и баз данных на физических носителях, консультации по электронной почте и предоставление доступа к сети.
Местом поставки электронных услуг будет считаться местонахождение их получателя. Для юрлиц – по месту регистрации получателя как объекта хозяйствования, для физлиц – с помощью сведений о местонахождении получателя услуг, полученных в ходе их предоставления, в частности: