22 декабря
Загрузить еще

Закон о рынке земли: что изменилось ко второму чтению

Закон о рынке земли: что изменилось ко второму чтению
Фото: Фото: minfin.com.ua

На этой неделе Рада будет рассматривать дополненный закон о снятии моратория на продажу сельхозземель. "КП" в Украине" разбиралась, какие изменения попали в текст законопроекта между первым и вторым чтениями.

Финишная прямая

На этой неделе депутаты могут проголосовать за многострадальный закон о рынке земли. Одни называют этот документ революционным, ведь Украина – одна из немногих стран, где до сих пор запрещено продавать сельхозземли. Другие же, наоборот, говорят о предательстве национальных интересов. Что самое интересное, критикуют открытие рынка земли политики, которые находятся в оппозиции. При этом, будучи у власти, они же выступали за то, чтобы земля свободно продавалась. Тут как говорится, позиция часто зависит от точки сидения депутата.

Законопроект в первом чтении был принят в середине ноября, а текст после внесения в него правок появился на сайте парламента во время новогодних праздников. Изменения в документе датируются 3 января. Ждем финальную версию документа.

Что не понравилось в прошлой версии

Больше всего вопросов после первого чтения законопроекта вызывала норма, согласно которой максимальный размер земель в одних руках не может превышать 210 тысяч гектаров. Недовольны были все – и крупные агрохолдинги, которые сконцентрировали на сегодня земельные пулы по 500-600 тысяч гектаров, и мелкие фермеры, которые считают, что конкуренты с такими объемами смогут их попросту задушить. Забегая наперед, скажем, что эту норму изменили, но не совсем понятно, в чью сторону.

Кроме того, первое чтение предполагало, что право собственности на украинскую землю могут приобретать: граждане Украины, территориальные общины, государство, юридические лица Украины и иностранные граждане и лица без гражданства в случае наследования и с обязанностью на отчуждение участка в течение года.

Иностранцев допустят на рынок земли, но через четыре года. Как сообщает комитет по евроинтеграции, устанавливается правило, согласно которому до 1 января 2024-го не допускается приобретение права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения юридическими лицами, бенефициарным владельцем (контролером) которых являются иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, созданные по законодательству иному, чем законодательство Украины, иностранные государства. Указанные требования не распространяются на случаи приобретения в собственность земельных участков их арендаторами, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, если с момента государственной регистрации юридического лица - приобретателя права собственности прошло не менее 3 лет, а также на случаи приобретения в собственность указанными лицами земельных участков.

Как говорилось в документе, устанавливается минимальная стартовая цена продажи земельных участков государственной и коммунальной собственности на земельных торгах на уровне не ниже нормативной денежной оценки.

Что изменили

Ко второму чтению в документ внесли несколько тысяч правок. Это, конечно, больше похоже на попытку затянуть рассмотрение законопроекта на несколько недель. Однако, если фракция "Слуга народа" включит турборежим, то большинство из них отсеют за несколько минут.

Самой важной из них можно назвать уменьшение максимального земельного пая в одни руки на уровне 10 тысяч гектаров. По сравнению с прошлой редакцией объем снижен более чем в 20 раз. Также из текста исчезли ограничения по процентам владения землей в ОТГ и области. Видимо, на таких небольших объемах решили отказаться от ранее установленных лимитов.

Министр экономики Тимофей Милованов так прокомментировал эти ограничения:

- Например, человек имеет 25% в компании. Эта компания является владельцем 8 тысяч гектаров земли. Тогда считается, что человек обладает 1/4 от 8 тысяч, а это 2 тысячи гектаров. В этих условиях человек сможет докупить еще 8 тысяч гектаров. При этом ограничений относительно связанных лиц нет, - написал он на своей странице в Facebook

Отсутствие ограничений относительно связанных лиц тоже уже начали критиковать. Как говорят противники этой нормы, земельные бароны будут выкупать гектары на всех своих родственников и в итоге могут получить земельный банк, который может превысить 200 тысяч гектаров, которые были предусмотрены в первом чтении.

- Считаю опасения относительно связанных лиц не слишком обоснованными, - говорит юрист Мария Коваль. – Выкупать десятки тысяч гектаров на родственников или связанные компании – это сложно. В первом варианте законопроекта таких ограничений тоже не было. Поэтому непонятно, почему они должны были появиться в этой редакции.

По словам юриста, для концентрации крупных земельных паев, возможно, будут использоваться схемы по выкупу земли на подставные фирмы, с последующим предоставлением ее в аренду конечному пользователю. В этом случае и ограничения соблюдены будут, и интересы крупных агрохолдингов учтут.

Еще один интересный момент коснется банков. Из-за того, что они будут получать землю в залог под кредиты, то у них на руках будет концентрироваться больший, чем 10 тысяч гектаров, объем земли. Поэтому на них эти ограничения действовать не будут. Правда, в течение двух лет землю банкам придется продать.

- Ограничение в 10 тысяч га на банки не распространяется, - поясняет Тимофей Милованов. - Банки должны будут продать землю, полученную в качестве залога в течение 2 лет. Все банки имеют право кредитовать землю, независимо от формы собственности. То есть, банки с иностранным капиталом могут кредитовать землю, получать землю в залог, но должны продать ее. Если банки не продают землю в течение двух лет, земля конфискуется на опальной основе. Государство выставляет землю на продажу, забирает расходы и остаток возвращает банку.

Правда, некоторые эксперты опасаются, что банки начнут продавать землю обанкротившихся фермеров как раз тем, кто начнет скупать крупные пулы гектаров. А государство может поспособствовать такому процессу.

- Государство обещает компенсировать ставки аграриям, которые выкупают землю в собственность, - говорит экономический эксперт Алексей Кущ. – Но выплатить такой кредит – это дело не одного года. А теперь представьте, что в этом году государство компенсирует часть процентной ставки, а в следующем в бюджет забудут заложить деньги для компенсации. И вот кредит под условные 8% уже превращается в кредит под 20% годовых. Часть фермеров не смогут платить, и земля перейдет банку.

Что касается иностранцев, то их допустят на рынок земли только после проведения всеукраинского референдума. Кроме того, в документе есть еще ряд ограничений.

- Добавлены ограничения по покупке земли иностранцами, даже если их допустят после референдума, - поясняет экономист Даниил Монин. –Нельзя будет покупать землю около государственной границы, если бенефициары зарегистрированы в офшорах. Есть ограничения для бенефициаров из страны-агрессора и другие.

Как говорят экономисты, запуск рынка земли в таком виде будет очень ограниченным. Более того он фактически не дает купить землю для крупнотоварного производства. Если, конечно, в него не будут заведомо внесены какие-то лазейки для определенных категорий бизнесменов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Экономический календарь Украины-2020