5 ноября
Загрузить еще

Каким странам кредиты МВФ помогли, а каким – навредили

Каким странам кредиты МВФ помогли, а каким – навредили
Фото: Рисунок: Архив «КП»

Похоже, удачные размещения облигаций внутреннего госзайма и снижение доходности по ним вместе с относительно неплохой внешней конъюнктурой на мировых рынках для товаров украинских экспортеров привели к тому, что Министерство финансов смотрит в будущее со все большим оптимизмом.

Несмотря на то что в ближайшие годы многие экономисты прогнозируют начало глобального финансового кризиса, наши чиновники готовятся прекращать сотрудничество с МВФ. Правда, произойдет это не сразу, а с 2023 года. 

- Мой амбициозный план - суметь закончить программу с МВФ, - заявила министр финансов Украины Оксана Маркарова. - Чтобы в 2023 году у нас не стоял вопрос, когда мы получим новый транш, а могли бы себя обеспечивать. Программа, над которой мы работаем сейчас с МВФ, - хорошая, и она нам позволит провести массу реформ - приватизации, концессии и другие вещи. Но и должна позволить нам выйти из нее по завершении - как в свое время это смогла сделать Польша.

Зачем нам деньги МВФ?

По сути, МВФ для нас является кредитором последней надежды. Когда страна скатывается в очередной финансовый кризис, фонд приходит на помощь. Хотя дешевыми деньгами иногда пользовались и в периоды затишья.

- Первая программа сотрудничества с МВФ была начата в 1994 году, она составляла 0,76 млрд долларов и реализовывалась на этапе перехода к рыночной экономике от постсоветской плановой системы, - говорит экономист Алексей Кущ. - Она была реализована полностью. 

Вторая программа, в 1995-1998 годах, реализована лишь на 54% по причине нарушения требований МВФ в части роста денежной массы и размера дефицита бюджета. В 1998-2002 годах примерно та же история - на этот раз скандал с манипуляцией данными НБУ относительно размера валютных резервов. В 2002-2008 годах мы не сотрудничали с фондом. Зато кризис 2008-го был минимизирован благодаря кредитам МВФ: суммарно мы получили тогда 64% от кредитной линии в размере 16,5 млрд долларов, то есть 10,6 млрд долларов (три транша). Причина приостановления программы - невыполнение обязательств перед фондом. В этой программе часть кредитных траншей была зачислена напрямую в бюджет, а не в резервы НБУ.

По словам эксперта, следующая программа была согласована в 2010 году. Она предполагала выдачу кредитов на сумму 15,1 млрд долларов, но процент ее выполнения оказался на самом минимальном уровне - 22%. В 2014-м МВФ подписал с нами экстренную программу кредитования stand-by, специфика которой заключена в предоставлении кредитов на пополнение резервов центрального банка страны в условиях катастрофического ухудшения платежного баланса. Программу приостановили по согласию сторон, так как МВФ решил, что Украина после череды кризисов уже созрела для проведения системных реформ.

Как говорят экономисты, еще одним бонусом сотрудничества с МВФ является сигнал для других иностранных кредиторов. Тут речь идет именно о программных требованиях фонда, ведь внешние кредиторы и инвесторы понимают - если деньги предоставлены, то необходимые для стабилизации изменения уже идут. И если для кредиторов это сигнал о том, что деньги будут возвращены, то для инвесторов речь идет о возможности первыми заметить перспективные рынки. 

Можно ли отказаться от сотрудничества?

Да, можно. Но для этого нужно, чтобы экономика Украины изменилась не на словах, а на деле. 

- Отказ от сотрудничества с МВФ возможен при полной реализации программы реформ, которую сейчас ставит перед нами фонд, - говорит аналитик "Альпари" Максим Пархоменко. - При прохождении всех этапов можно ожидать улучшения ситуации с нашей экономикой и в будущем роста ее к более высоким отметкам. Также важно снизить уровень нашего долга к ВВП и затраты на его обслуживание, что позволит увеличить наш бюджет за счет снижения нагрузки по обслуживанию долгов. 

Другими словами, если воспринимать сотрудничество с МВФ как лечение экономики, то для отказа от лекарств (кредитов МВФ) нужно уверенно встать на ноги. Однако при теперешней структуре экономики, когда мы экспортируем сырье и сельхозпродукцию, а цены на них колеблются в зависимости от состояния мировой экономики, любой кризис может снова толкнуть нас в объятия фонда.

Чем можно заменить кредиты?

По большому счету, Украине не обязательно брать кредиты именно у МВФ. Во всем мире много желающих дать другим странам в долг. Другое дело, что кредиты МВФ - очень дешевые, ставки по ним составляют около 3% годовых. При этом год назад Минфин размещал евробонды под 9-9,5% годовых. Как говорится - почувствуйте разницу. То есть кредиты фонда были в 3 раза дешевле рыночных ставок для Украины.

Сейчас ситуация несколько исправилась. Минфин успешно размещает гривенные ОВГЗ, иногда разбавляя их валютными заимствованиями. И как результат - на внутреннем рынке в ноябре удалось привлечь доллар под 4,02% годовых сроком на 2 года. Это очень неплохой результат. Однако на внешних рынках нам вряд ли дадут под такой небольшой процент. Последняя ставка по бондам "Нафтогаза" составила 7,65% годовых. Где-то под такой же процент одалживал бы и Минфин на мировых рынках, если бы ему нужно было перезанять. Чтобы Украина могла одалживать на мировых рынках под 3-4% годовых, ситуация в экономике должна существенно улучшиться

- В данный момент МВФ - наиболее дешевый способ получать кредиты, - поясняет "КП" в Украине" ситуацию аналитик "Альпари" Максим Пархоменко. - К сожалению, у нас нет возможности наполнять свой бюджет или рефинансировать старые кредиты без использования МВФ. Чтобы получать на рынке такие же ставки, что предлагает фонд, Украине нужно вой­ти или в состав ЕС и ввести в обиход евро, или вырасти минимум до кредитного рейтинга класса А. В мировой практике многие участники законодательно не имеют возможности инвестировать деньги в активы с низким рейтингом. При росте в классе нам будут доступны деньги от пенсионных фондов, фондов благосостояния - в данный момент это триллионы долларов, небольшую долю от которых могли бы получить и мы, что позволило наши бумаги вывести на новый уровень. Также важен объем экономики, ведь в соотношении с ним мы можем увеличить наш долг. Таким образом, если наша экономика будет больше, то и больше бумаг мы можем выпускать и ликвиднее станут наши бумаги за счет роста участников и более тесно мы будем интегрироваться в мировую финансовую систему.

Есть ли страны, которым помогло такое сотрудничество?

В качестве негативного примера сотрудничества с МВФ приводят Аргентину, которая, несмотря на многократную помощь от фонда, так и не может оправиться от кризисов, которые периодически накрывают экономику страны. Также не помогли рецепты МВФ Боливии и Мексике.

С другой стороны, стабилизационные кредиты для Грузии, Молдовы и Словакии стали неплохим подспорьем для этих стран в кризисные годы. Через сотрудничество с МВФ проходили Польша и Венгрия. Правда, до сих пор спорят, что им помогло больше - кредиты МВФ или списание долгов. 

Эксперты вспоминают положительный опыт Южной Кореи и Турции. Первая использовала помощь МВФ, чтобы преодолеть последствия азиатского кризиса 1997 года, а вторая - для борьбы с банковским кризисом. Обе успешно погасили свои обязательства перед фондом и сумели извлечь пользу из сотрудничества с МВФ.

Наша справка 

Международный валютный фонд - специализированное учреждение ООН с главным офисом в городе Вашингтоне, США. МВФ появился в 1945 году, а начал свою деятельность в 1947 году. На данный момент его членами являются 189 стран. Фонд предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платежного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором определенных условий и рекомендаций. 

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в итоге направлено не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание ее к международным финансовым потокам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Новый прогноз МВФ: украинская экономика будет расти в три раза быстрее российской

Ожидания специалистов фонда относительно мировой финансовой системы за последние полгода существенно ухудшились.