На этой неделе парламент проголосовал за законопроект №1231 "О верификации и мониторинге государственных выплат". Мы решили проанализировать, за что смогут лишить выплат субсидиантов и из каких источников будут черпать сведения чиновники.
Авторы нового закона заявляют, что целью проверок являются справедливая система социального обеспечения в Украине и повышение адресности государственных выплат. Другими словами, объемы выплачиваемых субсидий планируется сокращать.
И если раньше людей пугали социальными инспекторами, которые должны ходить по квартирам и оценивать уровень жизни, то теперь решили поступить проще – создать единую электронную систему, которая будет анализировать данные различных реестров, банковских счетов и другую информацию о получателе помощи. И если он где-то скроет свои доходы или имущество, то субсидию у него отберут и заставят вернуть незаконно полученное.
Документ предусматривает три вида верификации: превентивную (проводится, когда человек только обращается за социальными выплатами), текущую (проводится в период получения социальных выплат) и ретроспективную (после завершения периода выплат). Более подробно о каждой из этих систем читайте здесь
С тех пор, как в Украине ввели механизм субсидирования, были введены и ограничения при назначении помощи. Принцип их неизменен – величина дохода и наличие того или иного имущества. Правда, детали постоянно меняют.
Самое важное – это доходы. По законодательству Украины право на получение государственной субсидии имеют семьи, чьи расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг (в пределах установленных норм потребления и с учетом льгот) превышают размер обязательного процента платежа. Сумма платежа для каждого домохозяйства определяется индивидуально и зависит от совокупного дохода семьи.
Как говорят эксперты, в этом пункте и заложено большинство нарушений субсидий – люди стараются максимально не афишировать свои доходы. Во-первых, с них попросят уплатить налоги (19,5%), а во вторых учтут при расчете размера субсидии.
В этом году появилось еще несколько новшеств, которые ограничивают получение субсидий. Человек лишается права на субсидию, если:
- в течение 12 месяцев перед обращением за субсидией получил наследство или иным законным способом приобрел право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство;
- в составе семьи есть лицо старше 18 лет, которое последнее время не платит ЕСВ и не состоит на учете в Центре занятости.
Как говорят эксперты, принятый закон дает государству довольно широкие полномочия для проверки субсидианта. Чиновники смогут подать запросы в банки, узнав все о ваших счетах, спросить у пограничников, сколько раз вы пересекали границу и т.п.
- Государство будет собирать информацию о субсидианте, которая сейчас хранится в банках, госреестрах и базах пограничной службы, - говорит экономист Алексей Кущ. - Ключевые фильтры поиска: фамилия имя и отчество, дата и место рождения, паспортные данные, индивидуальный налоговый номер. Объекты поиска: открытые в банках счета и денежные остатки на них, банковские депозиты, активы, находящиеся в собственности - автомобили и прочие транспортные средства, земельные участки, недвижимость, в том числе жилая, большие покупки, количество пересечений границы и т. д.
По словам эксперта, согласно мировой практике, верификация позволяет выявить до 15% субсидиантов, которые намеренно искажали информацию о своем имущественном и/или финансовом положении. Для Украины нарушения связаны в основном с занижением реальных доходов на размер теневых поступлений и сокрытием больших покупок за наличные средства. Последние выявить довольно сложно.
Удобные безналичные расчеты через банковские карточки, к которым привыкли многие украинцы, могут сыграть злую шутку при оформлении субсидий. Как говорят юристы, государство сможет увидеть движение по банковским счетам.
- Сейчас доходы от депозитов не учитываются при расчете размера субсидий, - говорит юрист Мария Коваль. – То есть, если вам на карточный счет поступают проценты по депозиту, государство не сможет лишить вас субсидий. Если же вам ежемесячно "капает" сумма из других источников, то тут могут возникнуть вопросы. Например, вы ежемесячно получаете деньги от квартирантов, которые платят за аренду, или получаете какие-то гонорары, подрабатывая неофициально. Если такая выплата будет единоразовой, то вы можете сказать, что вам вернули старый долг, но если выплаты происходят на постоянной основе, то чиновники, скорее всего, посчитают их вашим доходом и учтут при начислении субсидии, что уменьшит ее размер или вовсе откажут в выплатах.
В такой ситуации эксперты предполагают, что украинцы будут чаще переходить на наличные расчеты. Это, конечно, снизит комфорт при переводе денег, но позволит нечистым на руку субсидиантам по-прежнему скрывать свои доходы.
Также государство будет пытаться отслеживать доходы заробитчан и членов их семей. Именно для этого закон позволит чиновникам отслеживать базу пограничной службы. В Минсоцполитики давно уже имели планы на заробитчан. Тем более, что ежегодно они перечисляют в Украину около 12-13 млрд долларов, которые практически нигде не учитываются. Теперь появится реальный инструмент для проверки.
Еще в 2018 году появилась норма, согласно которой, если человек проживает больше 60 дней за рубежом и при этом не платит в Украине единый социальный взнос, то ему отказывают в назначении субсидии, мотивируя тем, что оказывается определенная материальная помощь другим членам домашнего хозяйства.
В правительстве говорят, что сам факт пребывания за границей не является основанием отказывать в субсидии, но лишь в случае, если человек:
Поэтому в правительстве настаивают, что "заробитчане" должны задекларировать свои заработки, оплатить ЕСВ и на основе этого получить субсидию. Если она им, конечно, положена.
Кстати
Какие доходы не учитываются при назначении субсидий: