Гривна продолжает укрепляться с середины лета, да только обычному потребителю от этого толку немного: цены на товары и услуги снижать не собираются. Эксперты говорят, что украинцы живут в плену мифов о том, что курс доллара влияет на цены прямо пропорционально из-за того, что все помнят, как в 2014-2015 все взлетело вверх. Однако этот полет и тогда не был одинаковым.
Но все же – какие товары и услуги подешевели вслед за американской валютой? Попробуем разобраться.
Туристические фирмы указывают на своих сайтах цены в долларах или евро, и пересчитывают стоимость тура в гривны по курсу на день покупки. И хотя курс пересчета турфирмы значительно отличается от официального и, тем более, межбанковского, все же он идет вниз, а, значит, это реальная возможность сэкономить.
Так, на сайте популярной турфирмы курс евро на 26 сентября указан 27,26 грн за евро (хотя еще днем ранее он составлял 27,36 грн за евро).
То есть тур стоимостью 300 евро только за один день стал дешевле на 30 грн. А, учитывая, что еще в начале лета курс пересчета составлял более 30 грн за евро, получаем, что на этом же туре клиент может сэкономить около 900 грн по сравнению с июньской ценой.
Аналогичная ситуация с интернет-магазинами, которые традиционно одними из первых реагируют на изменение курса и оперативно меняют гривневые ценники.
Справедливости ради надо сказать, что в сторону повышения у них получается менять цены лучше, но все же за три месяца в гривнах они медленно, но уверенно снизились на 8-10%.
Правда, не стоит ожидать того же от крупных сетевых магазинов. Здесь уверяют, что распродают товар, который получили еще по старым ценам, и торговать себе в убыток не готовы.
Продукты относятся к товарам, которые также достаточно оперативно реагируют на рост доллара, а вот на укрепление гривны реакция достаточно вялая – обвала цен так и не произошло.
Теоретически при укреплении гривны первыми должны начать дешеветь скоропортящиеся продукты: экзотические фрукты, свежие рыба и морепродукты с коротким сроком реализации. На практике этого не происходит и, например, цена на те же бананы выросла.
В то же время неожиданно немного подешевели импортные кондитерские изделия. Например, плитка белорусского шоколада еще весной продавалась по 24-26 грн, сейчас – по 21-22 грн. Заметили мы и снижение цен на импортное печенье в коробках – с 256 до 225 грн.
Теоретически упасть в цене должны импортные одежда и обувь и, говорят эксперты, скорее всего так и произойдет с ассортиментом осень-зима 2019/2020. Правда, дело здесь не столько в курсе, сколько в уровне благосостояния украинцев. Наши соотечественники уже долгое время покупают одежду и обувь по остаточному принципу, предпочитая донашивать то, что осталось с прежних времен. Сократившийся спрос и уменьшение платежеспособности населения привели к тому, что импортеры переориентируются на более дешевые товары.
Интересный момент: в Украину ввозятся и оригинальные товары довольно дорогих производителей, и цена на них оказывается даже чуть выше, чем в соседних странах. Например, в фирменном магазине в столичном ТЦ в эти выходные я видела ботинки известной фирмы стоимостью 5170 грн, в то время как в Польше или РФ они стоят порядка 150 евро. Правда, рядом с ними расположились подделки в пять раз дешевле – как раз для более "массового" покупателя.
Несмотря на рекордное укрепление гривны, цены на украинских АЗС снижаться не торопятся. Цена на дизель на украинских заправках сохраняется на уровне 30 грн за литр, бензин - на 2 грн дороже. Скидки постоянным клиентам позволяют покупать топливо на 3 грн дешевле, но на этом движение навстречу клиентам со стороны АЗС заканчивается.
Когда бензин дорожает, аналитики называют две основные причины – цены на нефть на мировых рынках и курс гривны. Даже минимальный рост доллара приводит к росту цен на АЗС, но в обратном порядке эта цепочка не работает! Украинцы уже привыкли, что цены на заправках растут при любых "телодвижениях" американской валюты. Если доллар падает, всегда наготове объяснения: мол, мы же покупали топливо по старым ценам, поэтому снизить не можем, а тут еще и нефть дорожает…
На этот раз к извечным проблемам добавились еще и "саудовские": после атаки беспилотников на нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии мировые цены на нефть сразу подпрыгнули на 15%, но потом понемногу "остыли".
"Для Украины, как энергозависимой страны, уровень цен на мировом рынке имеет прямое значение, - пишет в своей колонке директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн. - Однако на сегодня основные проблемы рынка и перспектива роста цен на топливо связаны скорее с внутренними, а не внешними факторами. Если кратко, то нарастает нехватка ресурса".
Эксперт напоминает, что с 1 августа 2019 года правительство ввело пошлину в 3,75% на трубопроводные поставки дизельного топлива российского производства. Это привело к прекращению поставок из источника, обеспечивающего в последние два года 30-40% потребностей в ДТ. Рынок столкнулся с необходимостью диверсифицировать снабжение. И, если август прошли на запасах, то в сентябре начали появляться признаки ресурсного дискомфорта.
Свою лепту внесла и железная дорога: оборачиваемость цистерн с нефтепродуктами за последние 8 лет снизилась вдвое. Если еще в 2011-м вагон из Коростеня в Одессу ехал 7 дней, то сейчас – 15.
Нехватка вагонов и тяги сорвала поставки и российских поставщиков, которые переключились с трубопроводных на жд-поставки, продолжает эксперт. В августе план поставок из Гомеля, где дизтопливо перегружается из трубы на железную дорогу, был выполнен меньше чем наполовину – 52 тыс. тонн вместо 120 тысяч. Кроме того, деструктивно повели себя отдельные госорганы, работа которых больше похожа на диверсию. После того, как "Укрзализниця" назвала таможенников ответственными за простои и задержки грузов, те начали проверять качество нефтепродуктов в портах. И обнаружили в большой партии дизтоплива из Греции превышение по сере – 10,1 ppm вместо 10 ррm, притом что погрешность измерений у них обычно 1,7 ppm.
А 17 сентября стало известно, что "на покой" уходит Херсонский нефтеперевалочный комплекс, что в конечном итоге выльется еще в минус 10 тысяч тонн дизельного топлива в месяц.
Все эти "слаженные действия" сформировали прогнозный дефицит на сентябрь в объеме около 25% или 150 тысяч тонн.
Так что, резюмировал эксперт, "топливный тест" станет серьезным испытанием для нового Кабмина.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ночные заморозки напомнили украинцам – скоро отопительный сезон, а значит, коммунальные платежи вырастут.