22 декабря
Загрузить еще

Безналичные расчеты против чаевых: прогресс оставляет официантов без заработка

Безналичные расчеты против чаевых: прогресс оставляет официантов без заработка
Фото: Фото: Thinkstock

Мнение официантов и клиентов

Рост безналичных платежей радует налоговиков, но совсем не радует официантов, которые остаются без привычного вознаграждения.

- Клиенты никогда особо не стремились оставлять нам чаевые, но в последнее время это уже приобрело какой-то масштаб бедствия, - рассказывает знакомый, который работает барменом в одном из столичных ночных клубов. – Всю ночь гуляют, выпьют коктейлей на несколько тысяч, а потом такие "а у вас терминал есть?". И подносят к этому терминалу карту, а то и вовсе телефон. И при этом чувствуют себя страшно крутыми, хотя на самом деле – обычные жлобы! (мой собеседник употребил более крепкое слово, но редакция решила ограничиться "жлобами").

Клиенты придерживаются другой точки зрения и говорят: если они и не оставляют чаевых, то не в последнюю очередь, "благодаря" самим официантам.

Например, случай из личной практики. Как-то сидели в ресторане за столиком на веранде, и между столиками прогуливался кот. Официантка заверила, что это "их кот", и он "на столы не лезет". Однако, когда нам принесли вино, кот молниеносно запрыгнул на стол, и нам пришлось его сбрасывать. Никто не то что не предложил заменить напитки – даже не выразил сожаления, хотя официантка этот инцидент видела. Так за что же ей оставлять чаевые?

Или вот еще случай, который тоже может испортить настроение. В некоторых ресторанах после того, как сделаешь заказ, приносят комплимент от заведения – чтобы не скучно было ждать свои блюда. Ничего особенного – как правило, подсушенные тосты и соусы. А потом этот подарок включается в счет за 1 копейку. Так вот, уже несколько раз сталкивались с ситуацией: копейка в счете есть, а самого "подарка" не было! Официанты, потупив глаза в пол, все как один объясняют: забыл. А вот включить "подарок" в счет не забыл! И конечно, дело не копейке, а вот в этом вездесущем жлобстве, в котором официанты торопятся обвинить клиентов, но сами ведут себя ничуть не лучше.

А вот история, рассказанная подругой:

- Сидели с сыном в японском ресторане: вроде все хорошо, официант в меру услужлив. И случайно на столике в сторонке мы заметили флаер: при заказе свыше 200 грн бокал игристого вина в подарок. Мы спрашиваем: действует? Официант нехотя кивает и через некоторое время так же нехотя приносит. Настроение уже было не то. И хотя чаевые мы ему все же оставили, но гораздо меньше, чем обычно. Как-то расхотелось его "благодарить".

Рестораны ищут выход

В заведениях общепита решать проблему уменьшения, а то и полного отсутствия чаевых за счет повышения зарплат не торопятся. Согласитесь: гораздо удобнее платить официантам минимальные деньги, рассчитывая на дополнительный доход в виде средств "от благодарных клиентов". Но все же кое-что в этом направлении придумывают.

Начнем с того, что в некоторых столичных заведениях еще весной появилась возможность платить чаевые картой: Mastercard и iPay.ua реализовали в Украине сервис по безналичной оплате чаевых. Если клиент желает оплатить вознаграждение за обслуживание безналично, официант выбирает на платежном терминале опцию "Оплата с чаевыми", вводит свой уникальный номер и сумму заказа в заведении. После этого терминал предложит несколько вариантов оплаты чаевых: фиксированный процент вознаграждения (5%, 10% или 15% от стоимости заказа) или любую сумму на усмотрение самого клиента. Оплата проходит двумя транзакциями: основного заказа и чаевых. Никаких дополнительных комиссий для клиента при оплате чаевых не начисляется, их сумма засчитывается на банковскую карту официанта. 

Эксперты отмечают, что новая система безналичных чаевых имеет многоуровневую систему управления, которую можно настроить и под отдельное заведение питания, и под широкую сеть.

От знакомых я слышала совсем уж невероятные истории, мол, официанты предлагают перевести им чаевые на личную банковскую карту, но сама с таким никогда не сталкивалась. 

В заведениях попроще на барной стойке или в прикассовой зоне стоят большие красивые банки или другие емкости для чаевых, "на мечту" или "на благотворительность".

В одном из ресторанов, когда мы выразили желание заплатить чаевые картой, нам предложили такой вариант: на сумму чаевых включить в счет дополнительное блюдо.

Ну и наконец немало клиентов справляются с проблемой по старинке: расплачиваясь картой, оставляют "на чай" немного наличных.

"Жадность была, есть и будет"

Как видим, возможности для того, чтобы оставить чаевые, есть и в эпоху безнала, причем не одна и не две, и при желании клиент может выбрать то, что походит именно ему. А если ничего не подходит, то дело, наверное, не в изменившемся способе оплаты, а в самом клиенте. Психолог Виктория Егорова напоминает: даже когда карт не было и в помине, чаевые давали далеко не все.

- И дело не в уровне благосостояния, - считает психолог. – У нас работает огромное число ресторанов разного уровня, и посетители в них тоже самые разные – как богатые, так далеко не самые обеспеченные. Возможно, у одних "на чай" действительно не хватает денег. Других не устроило обслуживание, как уже говорилось выше. Третьих возмущает существование чаевых как некого узаконенного процента к счету, ведь услуги за обслуживание уже заложены в стоимость заказа, да и цены в ресторанах у нас не самые низкие. Лично мне близка точка зрения, что чаевые являются неким бонусом за хорошее обслуживание, вежливое и внимательное отношение, а не "обязаловкой", потому что так принято в этом заведении. 

Конечно, сами официанты могут привести аргументы, что работа у них собачья, клиенты – далеко не ангелы, а их доход в основном из чаевых и состоит. И это действительно правда, как правда и то, что работа по обслуживанию клиентов подходит далеко не всем. И если человеку трудно проявлять доброжелательность и терпение в сложных ситуациях, то в официанты лучше не подаваться. А если работа выбрана осознанно, с пониманием, что к расторопности нужно добавлять еще и внимательность и даже услужливость, то и чаевые будут.

Что касается скупости отдельных клиентов и того, что они воспринимают расчет картой как некое "оправдание" своей жадности, то, резюмировала психолог, безнал здесь ни причем. Жадность всегда была, есть и будет. И никто не заставит по-настоящему скупого человека оставить чаевые, будь они хоть в наличке, хоть на карточке.

Новости по теме: Рестораны ЧАЕВЫЕ