Современные войны все чаще ведутся не на полях сражений, а точечно – при помощи терактов. В субботу были совершены нападения на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. При помощи дронов неизвестные атаковали нефтеперерабатывающий завод компании Saudi Aramco, начался пожар. Также бомбардировке подверглись два крупных месторождения - в Абкайке и Хурайсе. Эти атаки вывели из строя мощности, осуществляющие более 5% мировых поставок нефти.
Ответственность за теракт на себя взяли йеменские повстанцы, однако в эту версию поверили не все. Госсекретарь США Майк Помпео прямо заявил, что за нападением стоит Тегеран. Иранские власти обвинили его в обмане. Позже президент Трамп сообщил в "Твиттере", что Вашингтону известно, кто виновник, и что США "нацелены и заряжены", но ждут от саудовцев сообщений о том, как те намерены реагировать.
Пока руководство Саудовской Аравии никак не прокомментировало заявление США, но все понимают, что в Персидском заливе скоро может начаться новый локальный конфликт.
Естественно, такое событие не могло не отразиться на биржах. И хотя министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман заявил, что часть падения производства будет компенсирована за счет нефти, находящейся в огромных хранилищах, цены рванули вверх.
В начале торгов в понедельник цена на нефть марки Brent подскочила на 19% и составила $71.95 за баррель. Марка West Texas Intermediate поднялась на 15% - до $63.34.
После этого Дональд Трамп объявил, что будет "распечатан" нефтяной резерв. И даже написали твит: "Нефти много!" Цена марки Brent после этого опустилась до $68.06 за баррель.
Что будет дальше? Мнения экспертов разделились. Одни говорят, что рынок спокойно пережил событие. Если не считать скачков цен на нефть, то в целом рынки остаются стабильными – более того, китайские биржи даже немного пошли в плюс. Это говорит о том. что инвесторы не видят в произошедшем какого-то тревожного сигнала для мировой экономики.
Но есть и другие варианты развития событий. В случае усугубления нефтяного кризиса на Ближнем Востоке цены на нефть могут подняться до 80, а то и до 100 долларов за баррель. Это, в свою очередь, спровоцирует скачок цен на бензин, дизель и другие нефтепродукты. Некоторые эксперты говорят: если ситуация затянется, то может стать "черным лебедем" нового экономического кризиса. Из-за того, что сейчас крупные компании перегружены долгами, они могут не выдержать роста стоимости топлива.
Пока эксперты гадают, куда пойдет мировая экономика, в Украине назревает свой нефтяной кризис. И связан он не терактами в Саудовской Аравии, а с проблемами в поставках нефтепродуктов. Особенно это коснулось дизельного топлива.
После того, как был остановлен трубопровод "ПрикарпатЗападтранс", большую часть дизеля решили возить железной дорогой. Но, как говорят эксперты, "Укрзализныця" не справилась с резко выросшими объемами поставок из Беларуси. На рынке начал возникать дефицит и буквально за неделею в некоторых регионах литр дизеля подорожал на 3 грн. Параллельно в портах отгрузка топлива тоже стала сокращаться.
- Цены растут, на нефтебазах очереди из бензовозов, цистерна едет по стране 20-30 дней, нарастает напряжение, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - А тут ещё и таможня заблокировала один из немногих стабильно работающих пунктов выдачи топлива. Рынок на пике потребления, топливо есть, но некоторые регионы лихорадит из-за задержек с перевозками по железной дороге. "Железка" и та же энерготаможня перебрасывают вину друг на друга, но результат не меняется – вагоны по стране ползают, а не ездят. До последнего времени стабильно грузили только порты, где пока обходятся силами автотранспорта. Но теперь угроза нависла и здесь.
Если ситуация не наладится, то из-за дефицита дизельного топлива цены на него могут продолжить расти.