Иностранные инвестиции идут в Украину со скрипом. Чистый приток в Украину в 2018 году составил 2,4 млрд. долларов. И это меньше, чем годом ранее - на 200 млн долларов. Но даже потенциально согласных на то, чтобы вложить в страну миллиарды долларов, наши чиновники умудряются отпугнуть.
Самый недавний пример –отказ Skoda Auto от строительства в Украине завода. По сути страна потеряла 1,4 млрд евро инвестиций, 5 тысяч новых рабочих мест и возможность производства 300 тысяч автомобилей в год с уровнем экспорта 4,5 млрд евро.
Что же не нравится инвесторам в украинском бизнес-климате?
Иногда складывается впечатление, что украинские чиновники до сих пор живут в реальности 2005-2008 годов, когда деньги к нам текли рекой. Сейчас иностранный инвестор даже если и рассматривает нашу страну как одну из возможностей для вложения своих средств, то хочет получить гарантии того, что и Украина заинтересована в создании новых заводов и рабочих мест.
Так, например, причиной отказа Skoda Auto от строительства завода стало отсутствие со стороны властей условий, которые могли бы привлечь потенциального инвестора. Еще в 2017 году они выдвинули ряд пожеланий к украинской власти, но чиновники им навстречу не пошли. Как итог, автозавод построят в другой стране.
Среди причин низкой заинтересованности называют отсутствие таможенных и налоговых стимулов для деятельности индустриальных парков, хотя нужные законопроекты были приняты в первом чтении еще в 2016 году. Также не воплощена в реальность анонсированная 15-летняя Стратегия развития рынка электромобилей и не рассмотрены законопроекты для поддержки производства электромобилей.
Интересно, что в соседней России, которая находится под санкциями, работают десятки иностранных автозаводов, а у нас разве что запчасти для машин в западных областях производят. Объясняют это тем, что в РФ в момент прихода инвесторов создавали максимально комфортные условия.
- Еще до войны я ездил в Российскую Федерацию по приглашению калужского губернатора Филимонова в кластер, где работают "Фольксваген", "Пежо" и другие автозаводы, - рассказывает генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. - Он обеспечил бесплатное выделение земли для инвесторов, бесплатное проведение к этой земле дороги, света, газа, плюс каждому инвестору он давал свою визитку с просьбой звонить на мобильный ему днем и ночью, если возникают какие-то проблемы. И когда какой-то чиновник не то что взятку требовал, а просто тормозил работу одного из предприятий, то его сразу же увольняли и отдавали под суд.
Как говорит Назаренко, в РФ может многое не нравиться, но такое отношение к инвестору это хорошо.
- А теперь рассказываю историю одного из предприятий по сборке запчастей в Западной Украине, - продолжает Назаренко. - Там иностранные инвесторы купили землю, потом давали громадные взятки, чтобы проложить туда электричество, дорогу, газ, отопление. А еще и пришли местные "активисты" и сказали, что если инвесторы не дадут 200 тыс. долларов., то они заблокируют строительство завода! Надо это инвесторам? Вот поэтому в РФ ныне работает 23 автозавода! А у нас? Пока мы с вами не выжжем каленым железом коррупцию чиновников и вымогательства "активистов", не защитим инвесторов- они к нам не придут!
Согласен с тем, что необходимо полностью менять подход к отношениям Украины с иностранными инвесторами и экономист Алексей Кущ. Но нужно создать такую систему, чтобы от личности губернатора ничего не зависело.
- Украина не может обеспечить качественную предпринимательскую и институциональную среду для инвесторов в масштабах всей экономики, - пояснил "КП" в Украине" Алексей Кущ. - Нужно переходить к кластерному развитию: создавать промышленные полигоны, технологические и индустриальные парки, СЭЗ, зоны порто-франко, в которых вводить систему английского права, управление советом инвесторов, отдельные суды и регуляторы. Как сделал Казахстан, создавая финцентр, как делает Эфиопия, создавая 12 индустриальных парков.
По его словам, чтобы это заработало нужны налоговые льготы и бесплатное подключение к инфраструктуре.
- С помощью этого инструментария можно создать новые кластерные точки роста экономики, продолжает Алексей Кущ. - Под них необходимо запускать отдельные точки "входа" по методу единого разрешительного окна, для преодоления бюрократии в центре и "косности" местных громад. Для арабских и китайских инвесторов можно предоставлять гражданство в обмен на инвестиции и государственные гарантии компенсации инвестиций в сегменте "среднего бизнеса", например, в сумме до 10 млн. долларов, для чего необходимо создать специальный фонд гарантирования. Ну а отдельный мобильный телефон губернатор пусть оставит, например, любовнице.
Кто бы мог подумать еще лет 10 назад, что в качестве примера для Украины будут приводить Эфиопию? По сути, это говорит о том, что наша страна и поныне застряла в экономической модели, которая была актуальна в прошлом. И для движения вперед нужно проводить не косметические, а настоящие реформы.
У нашей страны появился еще один шанс для привлечения инвестиций. Растущий спрос на электрокары привел к тому, что цветные металлы из Украины становятся все более востребованной продукцией.
Так, мировая популярность электромобилей подняла вопрос наличия запасов и возможности добычи лития, никеля, кобальта и марганца, которые нужны для изготовления ключевых компонентов – аккумуляторов.
"По количеству залежей некоторых из упомянутых металлов Украина занимает первое место в мире, геологические запасы других требуют дальнейшего изучения и привлечения инвестиций. Украина занимает первое место в мире по подтвержденным запасам марганца и второе место по объему общих запасов", – сообщили в Государственной службе геологии и недр (Госгеонедра) Украины.
В такой ситуации можно было бы привлекать потенциальных инвесторов, чтобы они в Украине создавали полный цикл производства электромобилей. Но наши чиновники пока такие амбициозные цели перед собой не ставят.
Вместо этого они, похоже, готовы к тому, что Украина будет экспортировать только сырье, и сообщают, что интерес к добыче цветных металлов проявляют компании из Европы, Бразилии, Китая, Японии, Канады и США.