22 декабря
Загрузить еще

Какой должна быть реформа: "коммунизм" по-эстонски

Какой должна быть реформа:
Фото: Какой должна быть реформа: «коммунизм» по-эстонски. Фото: BaltNews.ee

За последние несколько лет слово "реформа" приобрело в Украине стабильно негативную окраску. Когда мы слышим о реформе ЖКХ, понимаем: тарифы взлетят. Пенсионная реформа по-украински не сулит ничего, кроме повышения пенсионного возраста и лишения пенсий украинских стариков в не таком уж далеком будущем. Реформа в здравоохранении выливается в закрытие больниц и платную медицину. А реформы в транспортной сфере – в подорожание проезда.

Мы привыкли жить в этой действительности, и даже не подозреваем, что реформы могут быть другими. Как, например, в Эстонии.

Пять лет назад Таллинн стал первой европейской столицей, жители которой перестали платить за проезд в общественном транспорте. Основной целью было разгрузить от машин центр города – все же улицы в Эстонии достаточно узкие, а бесплатный общественный транспорт должен был стимулировать горожан отказываться от личных автомобилей и пересаживаться на городские автобусы. Местные аналитики подсчитали, что транспортная реформа снизит транспортную загруженность центра Таллинна на 15%, а также спрогнозировали, что благодаря бесплатному проезду малообеспеченные жители будут активнее участвовать в рынке труда. Кроме того, от транспортной реформы ожидали увеличения количества налогоплательщиков: ведь тем, кто хочет воспользоваться преимуществом бесплатного проезда, приходится получать регистрацию.

Конечно, были и критики этой реформы, которые пугали убыточностью новой схемы. Но здесь все дело решили цифры: в то время как поддержание транспортной системы Таллинна требовало 53 млн год, доходы от продажи билетов резидентам составляли всего 12 млн евро.

Очевидно, что решение этой задачки не вызвало бы никаких проблем ни у Ревы (здесь я его упоминаю не столько как министра социальной политики, сколько действительно уникального математика), ни даже у Кличко: поднять тарифы в 5 раз – и дело с концом! Еще и 7 млн в год останется на "развитие инфраструктуры".

Но в эстонской столице пошли другим путем, совершенно недоступным для понимания украинских чиновников. И этот путь оказался действительно эффективным. Только за первые два года эксперимента официальное население города выросло на 16 тыс. человек. Учитывая, что каждая новая тысяча резидентов приносит в городской бюджет около 1 млн евро в год налоговых сборов, городские власти вышли из этой проблемы с уверенным плюсом.

С 1 июля 2018 года власти Эстонии пошли еще дальше и сделали бесплатным проезд в 10 уездах страны, в том числе и на пригородных автобусах. Цель этого изменения - обеспечить жителям (в первую очередь, сельских районов) доступ к рабочим местам и услугам без необходимости тратить на проезд существенную часть своей зарплаты.

И в связи с этим нововведением уже произошла анекдотичная ситуация, о которой даже написали местные СМИ.

В автобус в Койдуле зашел британец – ему нужно было доехать до Тарту. На попытки купить билет, водитель объясняет, как может, что денег не надо. Разговору сильно мешает языковой барьер (британец не понимает по-эстонски, а водитель не говорит по-английски) и твердая уверенность британца в том, что билет нужен, просто водитель его не продает (в Лондоне, кстати, именно так и обстоят дела).

В общем, все это продолжалось долго, но британец не отступал и хотел точно знать, почему не надо платить.

В итоге водитель сказал всего одно слово, которое расставило все точки над "i": "Communism!".

Новости по теме: реформы