Бесполезные вещи наверняка найдутся в каждом доме - разница только в их количестве. У кого-то таким барахлом завален весь дом, а кто-то сожалеет лишь о покупке тренажера…
Психологи говорят, что покупка ненужных товаров стала настоящим бичом современного потребительского общества: немало украинцев едва сводят концы с концами, но при этом продолжают тратить деньги впустую.
"Купила себе массажер, причем это была вовсе не импульсивная покупка, - рассказывает знакомая. - Я его тщательно выбирала, скрупулезно изучала характеристики и мечтала, что каждый день после работы буду себе массировать шею и спину. Но оказалось, что и после работы, и в выходные у меня есть масса других дел, и массаж все время откладывался "на потом". В итоге за три года я им воспользовалась раза три, а потом отдала маме. Насколько я знаю, она им тоже не пользуется…"
"Я постоянно покупаю вещи, которые в магазине кажутся мне недорогими и идеальными, но дома почему-то приходит прозрение: сидят плохо, качество ужасное, не мой цвет, не мой фасон, - говорит подруга. - В итоге прихожу к закономерному результату: полный шкаф, а надеть нечего!"
"Самый ненужный хлам - это магнитики на холодильник, - считает коллега. - Когда-то это было модно, привозил из каждой поездки себе и друзьям, а теперь никак не могу остановиться. И главное, что это неудобно: периодически задеваю плечом, они падают и разбиваются. Я злюсь, даю себе слово все их поснимать и выбросить, а в итоге приезжаю из очередной поездки с новым магнитом!"
Вездесущие британские ученые выяснили: треть кухонных электроприборов используется на протяжении "жизни" не более 6 раз, а к каждому десятому "домашнему помощнику" после покупки так больше никто и не притронулся.
Но потраченными деньгами минусы от этих покупок не ограничиваются. Ведь они продолжают портить нашу жизнь, загромождая и без того небольшие кухни и играя роль вечных "чемоданов без ручки": вроде бы и ни к чему, а выбросить жалко.
В Сети есть масса подборок на тему "самые бесполезные приборы на кухне". Ориентируясь на них, мы составили свой список кухонных "бесполезностей", в который вошли:
- Маркетологи говорят: человек покупает сверло не потому, что ему нужно сверло, а потому, что ему нужны дырки, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - Нетрудно догадаться: покупая все эти товары для кухни, которые почти всю свою "жизнь" простояли мертвым грузом, женщины надеялись "купить" имидж хорошей хозяйки. Стакан свежевыжатого сока на завтрак, полезные свежие йогурты, ни с чем не сравнимый запах только что испеченного хлеба… Все это замечательно, но, к сожалению, труднореализуемо. И невзирая на все обещанные рекламой "решения бытовых проблем", человек покупает всего лишь вещь, а его желания, привычки и умения не меняются. И счастья не прибавляется. Так что если кто-то думал, что после покупки йогуртницы вся счастливая улыбающаяся семья будет регулярно собираться за общим столом (как многообещающе показывала реклама), его ждет большое разочарование.
Идиома "белый слон" означает имущество, которое хозяин вынужден содержать, но взамен не получает никакой пользы или выгоды.
История этого выражения уходит корнями к сакральным белым слонам Юго-Восточной Азии, которых содержали монархи Бирмы, Таиланда, Лаоса и Камбоджи. Обладать белым слоном было очень почетно: это означало, что его владелец процветает, имеет огромное состояние и его дела идут хорошо.
Если монарх дарил кому-нибудь белого слона, это считалось благословением и говорило о благосклонности монарха. Вместе с тем подарок становился проклятьем, ведь ни подарить, ни продать, ни использовать в хозяйстве белого слона было нельзя, а уход за ним обходился в баснословные суммы!
Кстати, существует мнение, что некоторые короли намеренно дарили таких слонов тем подданным, которых хотели разорить. Изощренно, не правда ли?
К современным "белым слонам" экономисты относят недостроенные сооружения или крупные объекты, построенные к каким-либо международным конкурсам или соревнованиям, которые впоследствии не будут использоваться городом.
Впрочем, есть такие "белые слоны" и в быту. По мнению экономиста Андрея Мартынюка, к ним можно отнести все что угодно - от яхты и дорогого автомобиля до ненужной бытовой техники.
Психологи и экономисты уверяют: богатый человек от бедного отличается в первую очередь мышлением. Именно поэтому баснословные выигрыши в лотерею чаще всего не делают их обладателей богатыми: уже через несколько лет многие из них снова живут в нищете. Так что всем, кто хочет выбраться из тисков бедности, для начала стоит перестать мыслить, как бедные. Что это значит?
Наверное, многие слышали об эксперименте, в ходе которого участникам предложили выбрать себе в подарок автомобиль. При этом было условие: заработать на нем (то есть продать, сдавать в аренду) будет нельзя - только пользоваться!
В результате оказалось, что в то время, как богатые люди выбрали для себя недорогие практичные машины, бедные выбирали самые броские и дорогие авто - то есть заполучали себе в хозяйство "белого слона" (подробнее см. "Кстати").
Парадокс? Вовсе нет.
Дело в том, что богатые люди, всегда решающие финансовые вопросы самостоятельно, прекрасно осведомлены о том, сколько стоит страховка, какова стоимость обслуживания и даже сколько топлива "ест" та или иная модель. Взвесив все эти данные и понимая, что все это будет оплачиваться из их кармана, они останавливали свой выбор на наиболее практичных машинах.
Бедные люди мыслят совершенно другими категориями. Они живут сегодняшним днем и совершенно не задумываются над тем, где возьмут деньги на страховку своего "Бентли" и чем будут его заправлять. Главное - заполучить этот недосягаемый атрибут богатой жизни, а там - хоть трава не расти!
То есть, резюмировали авторы исследования, бедные люди не готовы к финансовому благополучию.
- Предел мечтаний бедного человека - разбогатеть, чтобы купить новые "игрушки", демонстрировать свое богатство и наконец-то уволиться с работы! - говорит психолог Марина Деркач. - Если у человека с "психологией бедняка" появляются лишние деньги, он тут же что-нибудь покупает, до сих пор ему недоступное - огромную "плазму", новенькое авто, дорогие часы. Правда, его "богатство" - это иллюзия, ведь как только источник дохода иссякает, атрибуты шикарной жизни отправляются в ломбард.