Германия и Россия нашли общий язык по вопросу строительства газопровода "Северный поток-2" по дну Балтийского моря.
Первым европейским политиком, который прилетел в гости к Путину после его инаугурации, стала немецкий канцлер Ангела Меркель. Одна из главных тем переговоров - строительство газопровода "Северный поток-2", который может существенно снизить роль украинской ГТС в транзите российского газа в Европу.
На днях уполномоченный Ангелы Меркель Петер Беер заявил, что его страна должна готовиться к санкциям США из-за строительства газопровода “Северный поток-2”. По словам Беера, на прошлой неделе во время встречи в Вашингтоне представитель администрации Дональда Трампа сообщил ему о высокой вероятности введения таких санкций.
Поэтому визит Ангелы Меркель в гости к Владимиру Путину не стал неожиданностью. Во время переговоров обсуждали злосчастный для Украины обходной газопровод.
Правда, канцлер Германии делала вид, что волнуется о транзитной роли нашей страны и говорила, что нужно подумать над гарантиями для Украины в связи со строительством "Северного потока-2".
"Мы говорили также и о роли газового транзита для Украины. И мы убеждены со стороны Германии, и наш министр экономики вел переговоры на этой неделе - и после строительства "Северного потока-2" роль Украины как транзитной страны должна сохраниться. Это имеет стратегическое значение, и Германия готова здесь также сыграть свою активную роль и оказывать содействие", - подчеркнула Меркель.
Владимир Путин делал вид, что тоже не имеет ничего против транзита через Украину, и говорил о сохранении прокачки газа через нашу ГТС после строительства "Северного потока - 2", правда, при одном условии.
"Мы всегда относились к этому проекту как к исключительно экономическому, как к проекту, которым всегда, изначально занимались хозяйствующие субъекты, и всегда выводили это за рамки любых политических процессов", - пояснил Владимир Путин.
Правда, слова российского президента слабо коррелируются с поведением "Газпрома", когда российский монополист показательно перекрывал нашей стране газ, возвращал предоплату за топливо или прокачивал рекордные объемы в морозы, снизив при этом давление в системе. Поэтому и верить в обещания сохранить транзит через Украину не стоит. Ведь, прокачивая каких-нибудь 15-30 миллиардов кубометров, вместо нынешних 80-90 миллиардов, Россия и Германия формально сохранят транзит через Украину, но этого объема не хватит для нормального функционирования украинской ГТС.
Противников "Северного потока-2", которые хоть как-то могут повлиять на его строительство, к сожалению, становится все меньше. США грозят европейским компаниям санкциями, но, как показывает практика, те их не сильно опасаются. Так же страны Балтии, Польша и Швеция выступают против этого газопровода, да и позиция Дании может изменить маршрут "Севреного потока-2".
- Если удастся уладить вопрос с Данией, то морскую часть "Северного потока -2" вполне могут завершить до конца 2019 года, – прогнозирует соучредитель фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. – Но даже если проект придется менять, то время для этого есть. Раньше конца 2020 года газопровод вряд ли запустят. Нужно будет достроить его наземную инфраструктуру.
Однако, контракт "Газпрома" с "Нафтогазом" истекает в 2019 году. И с 2020 года придется или продлевать нынешний контракт на транзит, или заключать новый. Ведь как минимум год "Северный поток-2" работать еще не будет. В "Газпроме" категорически отвергли идею продления контракта.
- Я пока вижу два варианта развития событий, - прогнозирует Дмитрий Марунич. – С 2020 года, если объёмы прокачки через Украину будут невысокими, то газ могут отдавать прямо на границе с Россией. Чтобы вопрос транзита лежал уже на европейской стороне или Украине. Если же объемы будут большими, то будет заключен краткосрочный контракт до момента ввода в действие "Северного потока-2".
Как говорят эксперты, стоимость транзита через "Северный поток-2" зависит от его амортизации.
- Стоимость транзита рассчитывают из так называемых амортизационных отчислений, - поясняет Дмитрий Марунич. – Насколько я знаю, при загрузке "Северного потока-1" более чем на 85% цена прокачки газа составляла около 2,3 долларов за тысячу кубометров на 100 км пути. Сейчас в Украине действует похожий тариф – около 2,3-2,5 долларов на 100 км, но путь газа через Украину получается несколько длиннее. Поэтому "Газпром" будет пытаться выторговать для себя тариф ниже, чем будет ориентировочно по "Северному потоку-2". И тут вопрос упирается в объемы прокачки. Наша сторона говорила, что готова на такой тариф, но при условии, что объемы транзита будут около 120 млрд кубометров в год. Но Россия попросту не может поставить столько газа через Украину.
В общем, где-то через год нас ждет увлекательное шоу под названием "торги за цену транзита".
"Северный поток-2" - проект газопровода из России в Германию в обход Украины через Балтийское море. Реализацией проекта занимается компания Nord Stream 2, 51% акций которой принадлежит "Газпрому".
Проект предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 млрд кубометров газа в год. Новый трубопровод планируется построить рядом с существующим Северным потоком-1.