Загрузить еще

В Минфине рассказали, как будут устраивать "проверки на субсидии"

В Минфине рассказали, как будут устраивать
Фото: Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Основные этапы

Министерство финансов Украины представило для публичного обсуждения проект Закона Украины "О верификации и мониторинге государственных выплат". Год назад разрабатывались новые законодательные нормы, которые бы позволили ходить по домам и на практике проверять реальные доходы получателей государственной соцпомощи. На этот раз решили пойти по принципиально иному пути. Чтобы не ходить по квартирам и не заглядывать в каждый холодильник, в Минфине разработали проект Закона Украины "О верификации и мониторинге государственных выплат".

Проектом документа определены три основных этапа верификации.

1. Превентивная верификация (при обращении физлица за назначением государственных выплат).

Человеку, претендующему на выплаты (кстати, в документе уточняется, что к государственным выплатам относятся пенсии, различные виды помощи, льготы, субсидии, стипендии и т.д., которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования) нужно будет предоставить данные о доходах и имуществе. Эти данные проверяются с помощью специальной информационно-аналитической платформы – автоматизированной системы накопления, обработки и анализа информации. Со временем на этой платформе будет собрано полное досье на каждого украинца, так что в перспективе исчерпывающую информацию о каждом контролирующий орган сможет получать практически в один клик.

2. Текущая верификация (при предоставлении государственных выплат).

Этот вид проверок предполагает мониторинг уже во время предоставления социальной помощи.

Как поясняется в документе, текущая верификация включает:

- проведение систематических проверок информации о всех, кто получает государственные выплаты;

- выявление несоответствий в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации;

- анализ данных, полученных с помощью информационно-аналитической платформы.

То есть, говоря проще, если человеку начали платить субсидию, а он через пару месяцев купил машину или квартиру, помощь у него заберут.

3. Ретроспективная верификация (после завершения выплат).

На этом этапе чиновники уже после окончании выплат (но не позднее, чем через три года) проверят, насколько законно человек их получал. При выявлении недостоверной информации, на основании которой были назначены выплаты, получателю придется вернуть полученные ранее средства.

Число получателей субсидий будет уменьшаться

Авторы законопроекта не сомневаются, что его реализация будет способствовать развитию справедливой системы социального обеспечения в Украине и повысит адресность государственных выплат. Как указано на сайте Минфина, после публичного обсуждения законопроект будет доработан и подан на рассмотрение в Кабмин и ВР.

Эксперты практически единодушны: документ с теми или иными доработками будет принят.

- Проект со спорами и не сразу, но все же имеет большие шансы пройти через Раду, - считает аналитик ГК TeleTrade Владимир Чернобай. – Уж слишком хорошо этот проект укладывается в печальный тренд по государственной экономии за счет граждан. Ранее не раз звучали прогнозы относительно того, что число получателей субсидий будет сокращено на 20% - по-видимому, именно такая количественная цель и ставится разработчиками закона. Под прикрытием заботы о неимущих гражданах все эти процедуры призваны максимально усложнить процесс получения субсидий, сделать так, чтобы люди не захотели тратить время и нервы на сбор справок.

По словам Чернобая, чтобы сделать субсидии адресными и прозрачными, нужны единые электронные базы данных. Адресаты субсидий должны определяться автоматически, а не проходить впоследствии сложные и многоэтапные процедуры верификации.

- Вероятность принятия закона достаточно велика, - соглашается аналитик Алексей Кущ. – Это, можно сказать, ход правительства навстречу требованиям МВФ: мол, цену на газ мы пока повышать не будем, но часть субсидий можем аннулировать. Таким образом, сократятся общие объемы субсидирования. Действительно, неоднократно озвучивали планы сократить количество получателей субсидий на 20-30%, хотя думаю, что в реальности эти планы - 50%.

В ТЕМУ

5 аргументов

В своей презентации Минфин привел несколько аргументов в пользу грядущей верификации.

1.Справедливая социальная политика – помощь будут получать исключительно те, кто на самом деле в ней нуждается.

2. Экономия бюджетных средств.

3. Повышение эффективности расходов.

4. Уменьшение поля для коррупции и манипуляций в социальной сфере.

5. Управление средствами с применением международных трендов – новые стимулы для экономического роста.

ВАЖНО!

Многим непонятно само слово "верификация"  - что оно означает?

В дословном переводе "верификацию" можно перевести как установление истинности (от лат. verus - "истинный" и facere - "делать").

В статье 1 Законопроекта "О верификации и мониторинге государственных выплат" дается следующее определение:

"Верификация государственных выплат – это комплекс мероприятий по сбору и проверке достоверности информации, которая влияет на определение права и размера государственных выплат, а также выявления несоответствующих данных в автоматизированных информационных и справочных системах, реестрах, базах данных и других источниках информации о физических лицах, которым назначены, начислены и/или осуществлены государственные выплаты, а также физических лиц, которые обратились за назначением государственной выплаты".

ВОПРОС РЕБРОМ

Какие данные будут использовать?

В статье 13 проекта закона перечислена информация, которую планируют использовать для верификации и мониторинга государственных выплат:

1. Фамилия, имя, отчество потенциального получателя государственной выплаты.

2. Дата и место рождения.

3. Паспорт гражданина Украины.

4. Сведения о зарегистрированном и фактическом месте жительства.

5. Регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (или серия и номер паспорта для физических лиц, которые из-за своих религиозных убеждений в установленном порядке отказались от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика, уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте).

6. Информация об открытых в банковских учреждениях счетах, операций по счетам и остатках на них.

7. Уникальный номер записи в Едином государственном демографическом реестре.

8. Информация, полученная от субъектов предоставления информации, подтверждающей право на получение государственных выплат в соответствии с законодательством.

9. Иная необходимая для проведения проверки информация, которая подается потенциальным получателем при назначении, начислении и/или получения государственной выплаты.

Новости по теме: субсидии