То есть не быть успешными, богатыми, счастливыми, красивыми на самом деле, а хотя бы казаться ими.
Конечно, "понты" родились не сегодня – они были всегда. Сколько уже было сказано и написано о том, как люди влезают в астрономические долги, чтобы купить себе последний "Айфон", брендовую шмотку, дорогущий автомобиль или, например, закатить свадьбу на 100500 человек. И все только для одной цели: чтоб все вокруг восхищались. Наверное, эти люди так и представляют, как у них завистливо перешептываются за спиной: мол, какой успешный молодой человек и какая у него машина! Или: боже, какая она красотка и какая у нее сумочка – она же стоит кучу денег!
И этот старый анекдот тоже об этом: паталогическом желании не быть, а казаться даже в ущерб собственным интересам:
В жаркий летний день два украинца едут в потрепанном "жигуленке", обливаясь потом. И один них предлагает: "А давай окна закроем! Пусть все думают, что у нас кондиционер!".
На самом деле, практика показывает, что подавляющему большинству людей абсолютно все равно, есть ли кондиционер в вашем автомобиле и брендовая ли у вас сумочка. Каждый озабочен в первую очередь собой и своей жизнью, жизнью своих близких, поэтому на восхищение мнимым богатством малознакомых, а то и вовсе незнакомых людей у большинства нет ни времени, ни желания. Те же, кто клюют именно на внешние атрибуты "богатой жизни" просто не стоят тех денег, которые вы потратили, чтобы обратить на себя их внимание.
Поэтому расходы на "понты" чаще всего не окупаются и выходят дорогим и крайне сомнительным удовольствием.
И вот наконец-то свершилось! На помощь всем, кто хочет казаться богатым, красивым и счастливым, пришли соцсети.
Теперь не надо покупать машину – достаточно выбрать на парковке любую понравившуюся и просто сфотографироваться рядом!
Не надо ходить в спортзал и изнурять себя диетами – есть же фотошоп! Или в крайнем случае можно запостить только часть тела, которая сегодня хорошо выглядит, - глаз, нос или, например, ноготь.
Можно быть одинокой занудой и нытичкой, а в ФБ выставить фото огромного букета цветов (можно с какой-то открытки, чтоб уж совсем не тратится) и загадочно написать что-то вроде "любовь – это счастье", "спасибо за прекрасный вечер" или, например, "это был волшебный ужин". Вроде бы напрямую ничего не соврала, а интригу создала и нужное впечатление произвела.
И никаких расходов!
И пусть все эти неудачники завидуют!
Но "неудачники" почему-то не завидуют, а тихо ржут. Иногда даже и не тихо.
Дело в том, что автору поста "ФБ-друзья в Париже! Подскажите самый лучший ресторан с видом на Елисейские поля!" только кажется, что он настолько тонок, что его понтов не видно. На самом деле подобных постов в Сети столько, что у многих от них уже начинается рвотный рефлекс.
А все потому, что это уже не просто понты, а дешевые понты. То есть те самые хвастливые статусы в соцсетях, которые, как мы выяснили выше, практически ничего не стоят автору.
Психологи говорят: украинцам вообще свойственно желание выглядеть "не хуже других" поэтому стремление вызвать зависть "у всех, кто это увидит", очень заразно. Вот и множатся хвастливые, глупые и откровенно смешные статусы на тему "смотрите, как классно я живу!".
Конечно, бывает так, что кто-то действительно в восторге от своей жизни и хочет всем об этом рассказать. Но, чаще всего, сути это не меняет, если основная цель - вызвать зависть у окружающих. Если же вы просто рады и вовсе не хотите, чтобы вам завидовали, то, советуют психологи, просто поделитесь своими эмоциями с семьей и близкими друзьями, а не засоряйте ленты нескольких сотен людей.
Проведенные опросы позволяют нарисовать портрет среднестатистического украинца, основными чертами характера которого являются низкая амбициозность, недостаточная вера в собственные силы и терпимость к нарушению собственных прав. Так вот, по мнению психологов, именно с неуверенностью в своих силах связана зависимость от мнения окружающих, и, как следствие, желание казаться в чужих глазах выше, лучше, богаче и значимее.
Бедность развивает в наших согражданах комплекс неполноценности, поясняет психолог Оксана Навроцкая. Добавьте сюда рекламу, навязывающую нам вещи, в которых мы, по сути, не нуждаемся, и вы поймете: покупая предмет роскоши, человек начинает питать иллюзии, что он на шаг приблизился к хорошей жизни. На самом деле, покупка вещей, которые ты не можешь себе позволить, - это самообман.
Интересно, что подобное показное демонстративное потребление имеет значение лишь в бедных странах. В развитых государствах люди мало нуждаются в постоянном внешнем подтверждении своего статуса.
МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА
- Быть или казаться – каждый для себя делает этот выбор сам. Многие склоняются в пользу последнего по одной простой причине: очень часто казаться проще, дешевле и удобнее, чем быть на самом деле, - говоритпсихолог Марина Деркач. - Например, чтобы казаться компетентным начальником, достаточно постоянно держать своих подчиненных в тонусе и все время высказывать недовольство их работой. А чтобы быть компетентным начальником, нужно быть профессионалом в своей сфере. Чтобы казаться знающим иностранный язык, достаточно улыбаться и понимающе кивать головой. А чтобы действительно знать иностранный язык, придется потратить несколько лет. Чтобы казаться богатым, можно купить себе в кредит дорогой костюм, пару обуви, смартфон последней модели и вещать окружающим, какие дорогие приобретения собираетесь сделать в ближайшее время. А путь к настоящему богатству долгий и тернистый.
Если для человека главное - казаться значимым в глазах других, в нем говорят комплексы и неуверенность в себе. Такой тип личности называется демонстративным (или истерическим) и распространен достаточно широко. Люди, у которых он сильно выражен, нуждаются в восхищении и ради этого готовы на многое. Однако при ближайшем рассмотрении такой человек напоминает мыльный пузырь: вот он только что был раздут от своей важности, но малейшее вмешательство извне – и от него ничего не осталось. Именно страх быть разоблаченным и само разоблачение, которое рано или поздно наступает, и есть той ценой, которую человек платит за свое желание казаться, а не быть.
ИССЛЕДОВАНИЕ
Вездесущие британские ученые пришли к однозначному выводу: чаще всего в соцсетях казаться счастливыми хотят люди с заниженной самооценкой. Говоря проще, те из ФБ-друзей, которые чаще всего бесят вас свидетельствами своего безоблачного существования, в реальной жизни, вероятнее всего, обычные лузеры.
Ученые из лондонского Brunel University провели масштабное исследование статусов в социальной сети и опросили сотни добровольцев – пользователей Фэйсбука. В результате выяснилось несколько моментов:
1.Своими достижениями склонны хвастаться те, кому в реальной жизни остро не хватает внимания.
2. О своей "неземной любви" любят рассуждать закомплексованные и часто одинокие люди.
3. Если человек хочет привлечь к себе внимание, он будет хвастаться. Получив много лайков, он будет чувствовать себя частью общества, а если его пост проигнорируют, почувствует себя всеми покинутым.
А исследование, проведенное ранее все теми же британцами, показало: чаще всего iPhone приобретают те, кто хотят казаться богатыми и успешными в глазах других. Исследователи сообщили, что именно среди владельцев "яблочной" продукции больше всего должников, в то время как обладатели других телефонов в долги залазят крайне редко.
Так что украинцы в своем желании пустить пыль в глаза не одиноки!