На этой неделе в парламенте должны рассматривать законопроект 7206 под названием "Покупай украинское". Этот документ предлагает ввести обязательный учет критерия местной составляющей с весом не менее 20% в структуре приведенной цены для специализированных предметов закупок. Причем список таких товаров будет определять Кабмин. А местная составляющая будет рассчитываться по специальной формуле. То есть если на тендер попадет два похожих товара, то при одинаковых ценах или даже более высокой цене украинского товара должны будут купить его. Часть нардепов выступает за этот документ, а эксперты его критикуют.
Этот законопроект продвигают депутаты от Радикальной партии, которых не раз уже связывали с лоббированием интересов крупного бизнеса. Хотя цели они декларируют благие. Мол, лучше купить за бюджетные деньги дороже украинский товар, чем дешевле, но импортный, деньги от которого уйдут за рубеж. По их словам, принятие такого закона позволит увеличить рост ВВП Украины дополнительно на 1% в год и сократить уровень безработицы на 0,5 процентного пункта.
Поддерживают законопроект многие представители крупного украинского бизнеса. Там говорят, что смогут создать новые рабочие места и увеличить отчисления в бюджет.
Правда, эксперты утверждают, что этот законопроект именно и выписан под интересы крупного бизнеса. Ведь собрать около двух десятков справок, чтобы доказать украинское происхождение своего товара, малый и средний бизнес не сможет.
В целом против этой инициативы выступили около трех десятков общественных организаций, которые продвигают реформы в стране. А заместитель министра экономического развития и торговли Макс Нефедов так пояснил ситуацию с этим законопроектом.
"Красивое название маскирует целый ряд вредных инициатив, согласно которым в любом тендере заказчик будет ОБЯЗАН переплатить до 43% за товар, который по сложной формуле определен кем-то как "отечественный", - написал он на своей странице в Facebook. Почему это плохо:
1) Конечно, это прямое нарушение Соглашения об ассоциации и ВТО (что подтвердил официальным письмом European Union in Ukraine).
2) Это создает большие коррупционные риски - для подтверждения "отечественности" надо собрать минимум 23 (!!!) справки. Само по себе это сверхмощный барьер ограничения участия в торгах. Конечно, каждую справку или ускорение ее выдачи можно "продавать" - profit для инициаторов идеи?!
3) Это создает большую дополнительную нагрузку на бюджет - даже если переплата составит не 43%, а 10%, - это десятки миллиардов гривен. Вместо медицины или образования они пойдут на переплаты тем "ловким отечественным бизнесменам", кто собрал эти 23 справки
4) Неизвестно даже теоретически, кому пойдут эти средства - сейчас в законопроекте нет никакого перечня отраслей или предприятий. При этом в пояснительной записке определены точные цифры по воздействию на экономику - очевидно, в голове у авторов этот перечень уже есть...
5) Наконец, поддержка кого-то из закупки - это "хуже, чем преступление, это ошибка". Это слишком неточный инструмент, когда неизвестно, сколько точно переплачивается, кому идут эти средства, используются они на инвестиции в производство, будь то поддержка ЗАЗов и "Ланосов", которые почему-то за 20 лет так и не стали "Мерседесами". Именно за такую неопределенность преференции в закупках так любят популисты - потому что расходы непонятные, а любой рост можно приписать себе.
По его словам, Министерство экономического развития и торговли Украины категорически призывает не поддерживать этот законопроект!