Украинская компания "Интерлизинвест" была создана в 2005 году. В сентябре 2011-го эта компания заключила с Европейским банком реконструкции и развития кредитный договор и получила 90 миллионов долларов для закупки и дальнейшей эксплуатации 2387 железнодорожных грузовых вагонов.
Заказы на производство вагонов были размещены на украинских заводах: государственном "Укрспецвагон", а также частных КВСЗ, Стахановском ВСЗ и Дизельном заводе.
"На тот момент более 80% общеукраинского парка вагонов были морально и физически устаревшими, более 60% вагонов эксплуатировалось более 20 лет, хотя нормативный срок эксплуатации вагонов - от 15 до 22 лет в зависимости от типа вагона, что не обеспечивало спрос отечественной промышленности и сельского хозяйства на качественные перевозки", - говорится на сайте "Интерлизинвеста".
Таким образом, "Интерлизинвест" стал одной из крупнейших операторских компаний в Украине. Однако осенью 2014 года фирма подверглась рейдерской атаке со стороны компании "Веста Сервисез Лтд".
Как отмечается в материалах расследования Генеральной прокуратуры Украины по факту рейдерства, с помощью поддельных документов неизвестные лица изменили учредителей и руководство ООО "Интерлизинвест".
Таким образом, злоумышленники незаконно получили возможность владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом предприятия, а также денежными средствами, расположенными в банковских учреждениях.
Компанию "Веста", на которую по подложному документу оформили "Интерлизинвест", СМИ относят к орбите бизнесмена Геннадия Корбана, входящего в окружение олигарха Игоря Коломойского. Во всяком случае при обыске в доме Корбана сотрудники Генпрокуратуры в 2015 году нашли документы, в которых упоминаются детали, связанные с захватом "Интерлизинвеста".
Интересно то, что ГПУ подозревает сговор рейдеров с отдельными сотрудниками Европейского банка реконструкции и развития. Дальнейшие события показали, что такая версия имеет право на жизнь.
Параллельно с попыткой захвата "Интерлизинвеста" ЕБРР начал судебную тяжбу по вопросу взыскания залогового имущества (более 2000 вагонов) по кредиту. Ведь из-за рейдерского захвата компания не могла его обслуживать.
В результате три инстанции решили спор в пользу банка. Высший хозяйственный суд 3 августа 2016 года оставил в силе вердикт Хозсуда Днепропетровской области, который взыскал весь железнодорожный парк "Интерлизинвеста" в пользу ЕБРР.
На время судебных разбирательств вагоны были переданы в управление компании "Спецвагон Транслизинг" (код 36147637). Эта малоизвестная фирма принадлежит кипрской компании Javvier Investments Limited. Представителям "Интерлизивеста" в январе 2017 года удалось вывести вагоны из ее управления. Однако, повторимся, в дальнейшем суды все же заняли позицию ЕБРР.
После того как банк официально получил в качестве залога все вагоны "Интерлизинвеста", он оформил их на ряд своих компаний - "Креа 1 Юей" (код 40973746), "Креа 2 Юей" (код 41032924), "Креа 3 Юей" (код 41033231) и "Креа 4 Юей" (код 41071743). Все они принадлежат кипрской фирме Crea I Holdings Limited. Эти компании также объединяет персона директора - партнера юридической фирмы "Арцингер" Александра Плотникова.
Представители ЕБРР утверждают, что холдинг "Креа" был создан самим банком с целью управления парком вагонов. Однако, по их словам, из-за отсутствия опыта в этом бизнесе холдинг пользуется услугами ООО "Спецвагон Транслизинг", которому вагоны уже передавались во время судов.
Однако интересно то, что новые собственники вагонов не являются плательщиками НДС, соответственно их ежегодный оборот составляет не более 1 миллиона гривен. Это в сотни раз меньше того фактического дохода, который должны получать собственники вагонов от их эксплуатации. Можно предположить, что в отношениях ЕБРР с операторами вагонов либо существуют наличные расчеты, либо операторы просто не платят ЕБРР за их эксплуатацию.
|
Львиная доля вагонов, которые должны приносить прибыль ЕБРР (а по документам налоговой отчетности ее нет), используется компаниями "ЕвразТранс Украина" (код 36161908) и "Трансгарант-Украина" (код 32667198) - 1772 штуки суммарно.
"ЕвразТранс Украина" принадлежит голландской Palmrose B.V. Это 100-процентная дочка российской группы "Евраз", мажоритарным акционером которой является российский олигарх Роман Абрамович.
"Трансгарант-Украина" - дочернее предприятие российской компании "Трансгарант", входящей в группу FESCO. Крупнейшими акционерами этой группы являются российские бизнесмены Зиявудин Магомедов и Марк Гарбер.
Магомедов входит в ТОП-100 богатейших бизнесменов РФ. Российский оппозиционер Алексей Навальный утверждал, что этот человек оплачивал отдых Дмитрия Пескова, пресс-секретаря президента России Владимира Путина. Также в его компании, по словам Навального, работает сын Пескова.
Гарбер ранее работал директором известной компании по управлению активами Fleming Family and Partners. В начале 2000-х его обвиняли в причастности к продаже украинского оружия в Югославию во время войны 90-х годов. По этому делу он проходил вместе со своим партнером по нефтяному бизнесу Александром Жуковым, тестем упомянутого выше Романа Абрамовича.
Интереснейший нюанс - холдинг "Креа", созданный для управления вагонами ЕБРР, оператор "Спецвагон Транслизинг" и "Трансгарант-Украина" Магомедова - Гарбера могут быть напрямую связаны.
Управление финансовых расследований Государственной налоговой инспекции в Печерском районе Киева расследует дело по факту уклонения от уплаты налогов ДП "Трансгарант-Украина" в 2014-2016 годах.
Согласно одному из определений суда в рамках этого расследования, которое опубликовано в Едином реестре судебных решений, следователи получили санкцию на обыск в офисе "Трансгарант-Украина" на улице Деловой в Киеве.
В этом офисе, как говорится в документе, они обнаружили пакет документов кипрской компании Javvier Investments Limited, которая владеет фирмой "Спецвагон Транслизинг". Напомним, ей через суд передавалось управление вагонами "Интерлизинвеста".
И в том же офисе был найден и изъят бланк формата А4 с мокрым оттиском печати и подписью директора ООО "Креа 1 Юэй" (код 40973746) - компании, которую якобы создал ЕБРР.
Кстати, о директоре холдинга "Креа". Как уже говорилось, Александр Плотников является партнером юридической фирмы "Арцингер". Как писала нардеп Татьяна Черновол, эта компания защищала интересы "Роснефти", которая контролируется окружением президента РФ Путина.
Учитывая представленные факты, можно предположить, что сейчас вагоны "Интерлизинвеста" используются в интересах бизнесменов, близких к российской власти, а ЕБРР не получает за это положенную прибыль. Нельзя исключать и того, что отдельные сотрудники этой дорожащей своей репутацией финансовой институции "крышуют" вагонный бизнес.
Напомним, что в истории ЕБРР есть весьма нелицеприятные факты злоупотреблений его чиновников, работавших на российском рынке. Чего стоит упомянутое в открытых источниках уголовное дело в отношении бывшего директора от Российской Федерации, Беларуси и Таджикистана в ЕБРР Елены Котовой. 16 июня 2014 года суд города Москвы признал ее виновной в покушении на коммерческий подкуп, сопряженный с вымогательством (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 204 УК РФ), и приговорил к 5 годам лишения свободы условно.
Вопрос ответственных за убытки ЕБРР в вагонном бизнесе в Украине принимает новый оборот, но понимают ли это в центральном лондонском офисе банка?