Счета государственных предприятий и их зарплатные проекты всегда были и будут лакомым кусочком для банковской системы. Бюджетные платежи - надежный источник поступления средств и доступ к многочисленной армии госслужащих. Поэтому практически все банки стараются иметь в активе крупные государственные проекты. А там, где на кону миллионы, в ход идут, как правило, любые средства.
Еще в сентябре блогер Роман Синицын написал на своей странице в Фейсбуке - ему поступила информация о том, что сотрудникам коммунального предприятия "Киевский метрополитен" разосланы письменные предложения о переходе в "Укрсоцбанк".
"Просто смена банка, который обслуживает огромное предприятие (чистая прибыль которого в 2016 году - около 60 млн грн.), - пишет Синицын. - Предприятие, кстати, имеет стратегическое значение. Казалось бы, что тут такого? Новый банк, возможно, предложил лучшие условия, конкуренция и все дела".
"Все дела", несмотря на украинское название "Укрсоцбанка", оказались не такими уж и безобидными. Больше года назад в СМИ, не особо заметно для обывателя, прошла информация о том, что "Укрсоцбанк" был выкуплен российским "Альфа-Банк". Владеет банком компания ABH Holdings S.A., которая принадлежит Михаилу Фридману - 36,47% и Герману Хану - 23,27% (граждане Израиля), а также Алексею Кузмичеву - 18,12%, Петру Авену -13,76%, Андрею Косогову - 4,08% (все - граждане РФ, проживающие в Москве).
И теперь вопрос Романа Синицына "казалось бы, что тут такого?", что государственное предприятие стратегического значения переводит активы своих сотрудников в банк страны, ведущей с нами войну, звучит несколько иначе.
Процесс поглощения "Укрсоца" идет полным ходом, не щадя даже топ-менеджмента. По информации "Экономической правды", с главой правления "Укрсоцбанка" Тамарой Савощенко был разорван контракт. На ее место назначен Ростислав Матяша, который на протяжении семи лет занимал должность вице-президента, директора по юридическим вопросам "Альфа-Банка". Таким образом, существовавшую в "Укрсоце" украинскую команду менеджмента меняют на свою, надежную, проверенную в русской "Альфе". А используемый двумя банками хештег #bettertogether ("вместе лучше") смотрится после кадровой чистки, как насмешка.
Очевидно, что нехватки ресурсов для экспансии в Украине "Альфа" не ощущает. В сентябре 2017 года "Альфа-Банк" возглавил список банков по приросту региональной сети, открыв только за последние полгода 86 своих новых подразделений. При том, что госбанки и банки с иностранным капиталом продолжали планомерно сокращать присутствие в регионах.
Для такого разворачивания на местности, кроме ресурсов, надо иметь еще одно, а именно - уверенность в поддержке местных властей. По-видимому, у "Альфы" она есть.
В свете появившейся информации по метро информационное агентство "Українські Новини" отправило запрос в Киевскую государственную городскую администрацию. Журналисты потребовали разъяснение - в связи с чем начат перевод зарплатных счетов в "Альфу-Укрсоц"? Был ли объявлен тендер на обслуживание счетов коммунального предприятия "Киевский метрополитен"? Да и вообще согласовывалось ли с руководством КГГА переведение счетов коммунального предприятия в "Укрсоцбанк"?
Ответ столичной администрации, увы, лишь подтвердил опасения СМИ - власти все прекрасно знают, но ведут себя, будто ничего страшного не происходит.
Так, в своем ответе КГГА отмечает, что "на предприятии работает три зарплатных проекта "Ощадбанка", "Укрсиббанка" и "Укрсоцбанка". В каком из них обслуживаться, выбирает сам сотрудник метрополитена согласно заявлению". И в это даже можно было бы поверить если бы не факсограмма, которую опубликовал во вторник Роман Синицин и которая полетела сотрудникам метрополитена.
В ней в лучших традициях партийных лидеров четко указывалась необходимость "способствовать" разворачиванию рабочих мест сотрудников "Укрсоца" на базе метрополитена для обеспечения максимально комфортного и наверняка "добровольного" получения карт нового зарплатного банка.
В ответе пресс-службы ККГА скромно указывалось около 200 человек, которые "пожелали" выбрать "Укрсоцбанк". Правда, для их обслуживания понадобилось установить и оборудовать целых 12 рабочих мест. Несложно подсчитать - одно рабочее место обслуживает всего 16 человек, получающих карту. За полдня можно управиться. Зачем такое расточительство со стороны банка и метрополитена? Вряд ли можно обвинить сотрудников метро в излишнем рвении и неэффективности, если не понимать общий горизонт запланированного проекта. А это 8000 сотрудников метро! Может, именно тысячами сотрудников подземки "Альфа-Укрсоц" и рассчитывает, благодаря "добровольному" переходу, загрузить своих служащих.
Остальные ответы городских властей напоминают принцип "я не я и хата не моя".
Кто дал российскому банку "зеленый свет" на обслуживание сотрудников городского предприятия? В Киеве ларек нельзя поставить без ведома чиновников - а тут такая многомиллионная финансовая операция. Как понимать равнодушные бюрократические ответы КГГА в ситуации, когда в стране запрещены русские почтовые серверы, а в столице проходит натуральная российская финансовая экспансия? Сложно поверить, что без санкции высшего руководства города столь лакомый кусочек, как Киевский метрополитен, с его многомиллионным оборотом и тысячами сотрудников передается российскому банку просто так.
Несколько месяцев назад Украину атаковал вирус, который собирал персональные данные сотрудников крупных компаний. В ситуации с Киевским метрополитеном и городскими властями хакеры не понадобились. Может быть, в КГГА или уровнем выше пора проводить антивирусную чистку?