В понедельник в Стокгольмском арбитраже начались слушания по тяжбе между Нафтогазом и Газпромом.
- Поскольку Нафтогаз и Газпром не смогли прийти к согласию по имплементации отдельного решения (Separate Award), принятого арбитражным судом в июне этого года, теперь суд должен рассмотреть позиции сторон и принять соответствующие решения, – написал на своей страничке в Facebook главный коммерческий директор Нафтогаза Юрий Витренко.
По его словам, установлен предельный срок принятия решений арбитражем– конец ноября этого года.
- По контракту на транзит газа мы, в частности, требуем привести контракт в соответствие с европейским и украинским энергетическим законодательством, пересмотреть тариф в соответствии с европейскими условиями тарифообразования, а также выплатить нам компенсацию за недополученные доходы от транзита, – сообщил Юрий Витренко.
По его словам, что речь идет о компенсации от нескольких миллиардов долларов до суммы, значительно превосходящей 10 млрд долларов. Мы попросили прокомментировать эксперта, почему так сильно отличаются минимальные и максимальные цифры, которые может выиграть Украина.
- "Нафтогаз" хочет изменить тарифообразование по транзиту, исходя из того, что Украина вступила в европейское энергосообщество, - говорит соучредитель фонда энергостратегий Дмитрий Марунич. – Действительно, тариф "вход-выход" несколько выше, чем "почтовый" тариф на транзит, который предусмотрен газовым контрактом 2009 года. Но здесь есть такой момент, что "Нафтогаз" хочет изменить тариф "задним числом". Поэтому я скептически отношусь к перспективам того, что Стокгольмский арбитраж примет решение полностью в пользу "Нафтогаза". Хотя, поживем – увидим.
При этом, по словам эксперта, Украине уже нужно думать о перспективе транзита российского газа через украинскую территорию.
- В 2019 году заканчивается действующий газовый контракт с Россией, - резюмирует эксперт. – Если Украина выиграет в Стокгольме, это может иметь и обратный эффект. Россия просто построит свои обходные газопроводы и направит большую часть транзита в обход Украины. Мне кажется, что логичнее было бы договориться о транзите после 2019 года, чтобы не терять возможные прибыли в будущем.