Об этом пишет РБК-Украина в материале "Авиационный сериал".
"С украинской стороны переговорами с бюджетным перевозчиком руководил министр инфраструктуры Владимир Омелян – человек, не имеющий опыта жестких деловых коммерческих переговоров с авиакомпаниями, тем более с такой акулой авиационного бизнеса как Ryanair", - говорит авиационный эксперт Александр Ланецкий.
Из-за этого министр, руководствуясь в первую очередь соображениями собственного пиара, соглашался на все условия, выдвигаемые перевозчиком и даже выдал Ryanair соответствующую расписку. Согласно этой расписке, лоукостер получал право летать по четырем интересным ему маршрутам, в том числе очень по высокорентабельному направлению Киев-Лондон, по удобному ему расписанию. Украина же в лице министра инфраструктуры, поставившего подпись под этим "фиговым листком", брала на себя обязательства обеспечить ей все необходимые условия.
Однако после анализа этого "договора" руководством аэропорта Борисполь, которому и предстояло выполнять его условия, оказалось, что обещания Омеляна не соответствуют экономической логике и загоняет аэропорт в 2 млрд грн убытков.
Когда ирландцы поняли, что все их "хотелки" не могут быть удовлетворены, они стали говорить языком ультиматумов. "Они потребовали в ультимативной форме, чтобы мы выдержали все требования, которые содержатся в подписанным ими с министром инфраструктуры протоколе о намерениях. А мы точно также сказали, что не можем этого сделать", - рассказал позже Павел Рябикин, директор "Борисполя". Директор был вынужден выйти на пресс-конференцию и обнародовать все эти обещанные министром условия, которые для самого аэропорта оказались невыполнимыми. "Во-первых, они требуют, чтобы ставка аэропортового сбора в 7,5 долларов была фиксированной и безусловной. Во-вторых, они хотят, чтобы она распространялась и на рейс Киев-Лондон. В-третьих, они хотят, чтобы все возможные споры между "Борисполем" и Ryanair разбиралась английским арбитражем по английскому праву", - объясняет Рябикин.
Низкие цены на билеты делают авиакомпанию очень дорогой в обслуживании. Лоукостер требует в два раза более высокой скорости обслуживания, а в случае с "Борисполем" проблема еще и в том, что он не специализирован под такую модель бизнеса, и для перестройки под нее тоже потребуются определенные инвестиции.
Нужно упомянуть, что изначально Ryanair пришла со своим заманчивым предложением в "Жуляны". Но так как он находится в частной собственности, то люди, привыкшие считать деньги и опираться на реальные расчеты, а не популизм и политические решения, вынуждены были отказать.
"Расходы на одного пассажира у нас сейчас составляют 25 дол. А 7,5 – это просто не реально, поэтому с нами переговоры быстро закончились", - говорит гендиректор аэропорта "Киев" (Жуляны) Денис Костржевский.
Если бы Мининфраструктуры изначально строило свою линию защиты на экономических аргументах, показывая, что именно Ryanair может дать Украине, а что Украина авиакомпании, то, возможно, все бы сложилось совсем по-другому.