В ВР подали законопроект №6481 "Об установлении в Украине граничного уровня налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц".
Авторы законопроекта обещают райские условия предпринимателям и простым гражданам. В частности, налог на прибыль предприятий предлагается снизить с нынешних 18% до 7% с 1 января 2018 года.
В пояснительной записке к документу говорится, что в Украине далеко не самый высокий налог на прибыль (подробнее см. Кстати), но все же налог в 30 и более процентов могут себе позволить устанавливать лишь страны со стабильной экономической моделью. Возможно, в будущем такие же высокие налоги будут и у нас, но пока все же более целесообразно ориентироваться на состояние бизнеса, который нынешние налоги убивают.
Что касается налога на доходы физлиц, то его предлагают снизить до 3%. Авторы напомнили, что в нашей стране уже есть опыт постепенного снижения ставки. В частности, на 1 апреля 2011-го ставка налога на прибыль составляла 23%, с 1 января 2012-го – 21%, с 1 января 2013-го – 19%, сейчас – 18%. Но, к сожалению, эти шаги не дали позитивного эффекта для развития украинской экономики и не позволили ей выйти из тени.
Эксперты напоминают: за последнее время это далеко не первая попытка снизить налоги в Украине. В частности, законопроект №3357, разработанный под руководством главы Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нины Южаниной, и вовсе предлагал снизить ставку налога на прибыль до нуля. Кстати, именно над этим законопроектом сегодня работает рабочая группа при Минфине, и он должен быть вынесен на Кабмин до 1 июля.
- Сейчас налог на прибыль фактически суммарно составляет 23%: 18% с прибыли и 5% - дивиденды собственников, - пояснил "КП" в Украине" один из соавторов законопроекта №3357 Даниил Монин. – Мы предложили поменять этот налог таким образом, чтобы его платили только собственники, которые выводят капитал из бизнеса на потребление или за границу. Если же деньги крутятся в бизнесе, то ставка налогообложения 0. Что касается предложения авторов законопроекта №6481 снизить ставку НДФЛ с нынешних 18% до 3%, то теоретически это нормальный вариант резкой либерализации. Но на практике это вряд ли будет рассматриваться, потому что никаких расчетов нет.
Когда заходит речь о снижение налогов, тут же возникает закономерный вопрос: а не рухнет ли бюджет? Мы и так постоянно живем с дефицитом, а снижение налогов означает еще большее снижение доходов в бюджет и, следовательно, еще больший дефицит.
Даниил Монин убежден, что для бюджета никаких рисков нет и, как соавтор проекта "Свободная экономика" предлагает вообще альтернативную схему кардинального упрощения налоговой системы
- Мы вообще рассчитывали упрощенную налоговую систему, в которой убрали все налоги (ЕСВ, НДС, НДФЛ, налог на прибыль, налог на выведение капитала и т.д.), кроме одного, - говорит эксперт. –Мы предложили оставить только 4% с любой траты денег внутри страны и 10%, если идет о перечислении средств за границу или вывод в кэш. На мой взгляд, вот это и есть максимальная налоговая либерализация. Кстати, расчеты показали, что все опасения насчет увеличения дефицита бюджета напрасны: нам удалось свести бюджет на 5 лет – до 2021 года.
КСТАТИ
Налоги на прибыль в некоторых странах Европы
*По данным из открытых источников