7 ноября
Загрузить еще

Факт. Фарфор для украинцев: роскошь или необходимость?..

Извечный вопрос

Фритредерство или протекционизм? Вот извечный вопрос, стоящий перед государствами и правительствами столь часто. Защищать отечественного производителя или предоставить полную свободу конкуренции во внешней торговле? И в первом и во втором случае могут быть достигнуты результаты совершенно противоположные поставленным целям.

Открыв внутренний рынок иностранным товарам можно создать равные конкурентные условия, тем самым привлекая средства иностранных экспортеров и национальных импортеров и, как следствие, получить заметное оживление предпринимательской деятельности, а также увеличить поступления в бюджет. В то же время, этими же самыми  мерами можно здорово наказать национального производителя идентичных и аналогичных товаров, в том случае, если покупатель отдаст предпочтение продукции иностранного производства.

С другой стороны, закрыв внутренний рынок того или иного товара запретительными ввозными пошлинами, можно серьезно стимулировать экономический рост и усиление национального производства, а можно получить в лице этого самого нацпроизводителя изнеженное создание, выпускающее неконкурентную продукцию по завышенным ценам и пытающееся занять монопольное положение на рынке товара.

Как видим, вопрос крайне неоднозначен. И если с некоторыми товарами все более или менее ясно (ну не производят в Украине бананы – климат не тот – соответственно защищать некого), то с рядом других товаров вопрос далеко не столь однозначен.

Зачем ввели "фарфоровые" пошлины?

В апреле 2014 года Украина ввела специальные меры по отношению к  импорту  в страну посуды, столовых и кухонных приборов из фарфора. Специальные меры заключались в применении специальных  пошлин, которыми облагались эти товары при их ввозе на таможенную территорию Украины. Они (спецпошлины) касались товаров из большинства  стран-производителей и экспортеров фарфора  и были направлены на защиту и поддержку национального украинского производителя. В первый год пошлины действовали в размере 35,6%, во второй год – 32%, в третий – 28,8%. В практике международной торговли импортные пошлины с такими ставками  носят название запретительных. Таким образом, государство пошло на встречу пожеланиям трех отечественных производителей –  Сумскому, Дружковскому  и  Довбышскому фарфоровым заводам.

В результате чрезмерной тарифной нагрузки (с учетом ввозной пошлины и дополнительного импортного сбора она достигала 55%) ввоз товаров существенно сократился, ассортимент сузился, а цены на фарфор подскочили.

"Пошлины фактически заблокировали импорт, объем поставок сократился более, чем на 80%. Это создало дефицит продукции в размере около 14 тыс. тонн и лишило потребителей альтернативы. А выиграла от этого единственная украинская компания – "Дружковский фарфоровый завод", – говорит экс-Председатель Государственной таможенной службы Украины А.Б. Егоров.

Монополист на рынке

В период действия специальных мер крупнейший украинский производитель фарфора Сумской фарфоровый завод обанкротился и прекратил свое существование. В следствии этого Дружковский фарфоровый завод за три истекших года фактически стал монополистом на рынке. 

В связи с политическими событиями страны в 2014 году Дружковка потеряла часть внутреннего (Донецкая, Луганская области, Крым) и внешнего рынков (Россия, Казахстан). Производитель сосредоточился полностью на украинском рынке, нарастив объемы продаж на 255% и сократив при этом экспорт почти до нуля.

При этом компания все равно не может в полной мере удовлетворить спрос населения. При потенциальных 18 тысячах тонн ежегодного потребления товара внутренним рынком, завод может изготовить в год максимум 2-3 тысячи тонн продукции.

Следует также отметить, что второй из списка инициаторов санкций – Довбышский фарфоровый завод "Коралл" инициативу Дружковского завода относительно  продления действия специальных мер не поддержал.

"Продукция украинских производителей не может полностью заменить импортные изделия из фарфора. В первую очередь это касается ассортимента товара. Дружковский завод, например, предлагает всего около 150 товарных позиций, а иностранные компании-производители – более 11 тысяч. Кроме того украинские производители не изготавливают костяной фарфор, посуду премиум класса, обеденные сервизы, вазы, статуэтки и ряд других товаров", – рассказывает руководитель Таможенного департамента сети магазинов "Эпицентр" Андрей Федькин.

По его словам, украинские покупатели готовы платить, а ритейлеры закупать качественный товар. Основными странами-поставщиками фарфора в Украину до применения специальных мер являлись Китай, Япония, Великобритания, Польша, Чехия. Но из-за тарифных ограничений, примененных государством, ни импортерам, ни украинским сетям не выгодно, а порой и убыточно, ввозить товар в страну.

Основные потери, как ни странно, при этом несет именно государство. По данным Государственной фискальной службы, в 2016 году общая сумма налоговых платежей в бюджет страны, уплаченных тремя предприятиями-инициаторами введения санкций, составила всего 8,1 млн. грн. А из-за ограничения импорта страна ежегодно недополучает около 270 млн. грн.

Иностранные бизнесмены возмущены

Руководство Дружковского завода настаивает на том, что без поддержки государства не выдержит иностранной конкуренции. В связи с этим производитель инициировал пересмотр и продление санкций еще на три года. Если продление срока действия специальных пошлин утвердят, это существенно ударит по ценам на продукцию и по имиджу нашей страны.

За последние годы к украинской стороне уже не раз предъявляли претензии, называя необоснованным решение Межведомственной комиссии по международной торговле от 2014 года. Так, в 2015 году Египет, который попал под действие специальных мер и поставлял всего 0,124% от общего объема импорта, возмущался, как такие объемы могли нанести серьезный ущерб украинским производителям.

По данным Европейской Бизнес Ассоциации иностранные компании ввозят в Украину товары, которые не производят национальные производители или те, которые выпускают в недостаточном количестве. Таким образом импорт не составил бы конкуренции украинскому производителю, а только разнообразил и насытил рынок. В Ассоциации призвали Министерство экономического развития и торговли не продлевать действие специальных мер.

С такой же позицией выступила Европейская комиссия. В своей ноте украинской стороне представители ЕС заявили, что проблемы украинской национальной отрасли по производству фарфора связаны не с импортом, а с другими,  как правило,  внутренними факторами (неэффективностью производства, низким уровнем мощностей и др.).

Несмотря на это, украинский производитель фарфора все равно просит государство дать ему льготы еще на три года. Если это произойдет, стоит ожидать негативную реакцию со стороны ЕС и других государств-членов  Всемирной Торговой Организации.  Украина рискует потерять крупных импортеров и,главное, миллионы гривен поступлений в государственный бюджет.

Эксперты сходятся во мнении, что совершенно неоправданно давать столь необоснованные по своим объемам льготы одной компании в ущерб национальным интересам. Украинским производителям вместо того, чтобы лоббировать повышение ввозных пошлин, нужно провести модернизацию производства, улучшая при этом качество товара и снижая его себестоимость, - уверены специалисты.

Новости по теме: экономика Украины торговля