Уходит в прошлое
Как только заходит речь об украинском среднем классе, тут же выясняется: о том, кого можно отнести в эту категорию, нет единого мнения ни у экспертов, ни у простых украинцев. Экономист Андрей Мартынюк считает: в зависимости от подхода и выбора параметров оценки украинский средний класс может составлять от 1 до 30% украинцев. Нижний порог – это мнение экспертов (объективная оценка), а верхние 30% - это субъективное мнение самих украинцев (они так "видят").
На каком же основании так много украинцев причисляют себя к вожделенному среднему классу, даже учитывая, что доходы у нас уже ниже африканских? Социологи не раз задавали этот вопрос и получали довольно удивительные ответы. В частности, среди причин, позволяющих украинцам заносить себя в "крепкие середняки", назывались следующие:
Согласитесь: аргументы убойные. Особенно про "жизнь как в ЕС", "богатых друзей" и "унизительную бедность". Впрочем, говорят психологи, такая завышенная самооценка характерна не только для наших сограждан. Дело в том, что человеку вообще свойственно относить себя к чему-то среднему, поскольку "средний" у многих ассоциируется с понятием "нормальный".
Но если отбросить в сторону ощущения и стремления, как же объективно определить, относитесь вы к среднему классу или нет? Экономисты считают, что, прежде всего, надо отталкиваться от образа жизни, который, в свою очередь, диктуется уровнем доходов. Очевидно, что доход представителя среднего класса не может быть ниже определенного оптимума – в Украине это $500 в месяц на человека. Есть еще один способ примерно определить, соответствуете ли вы среднему классу. У представителей европейского среднего класса доля расходов на еду не превышает 20–25% от общего уровня расходов. Таким образом, подсчитав собственные расходы на продукты и умножив их на пять, каждый сможет получить "нижний порог" заработка, имея который, вы можете с некоторой долей вероятности причислять себя к среднему классу.
Но не успели мы еще как следует определиться со своей принадлежностью к "средней касте", как словно гром среди ясного неба: средний класс как понятие и основной сегмент, на который ориентируются все компании, занимающиеся товарами широкого потребления, устаревает. Такое мнение высказал директор по работе с розничными сетями компании Nielsen Украина Юрий Лищук.
"Сегмент сокращается в процентном соотношении населения в странах с развитой экономикой, а в странах с развивающейся экономикой рост среднего класса замедляется,- считает эксперт. – Поэтому, чтобы выиграть борьбу за потребителя и процветать, компаниям, прежде всего, необходимо определить новый потребительский сегмент".
Омниканальные потребители
Что же это за группа, которая семимильными шагами идет на смену среднему классу? Исследования компании Nielsen и анализ данных помогли составить новые параметры, и, говорит Юрий Лищук, эти параметры не охвачены понятием "средний класс". По его словам, сегмент этих новых потребителей определяется пятью основными опциями:
Соответствие этим пяти критериям породило новый сегмент потребителей, который эксперты называют "омниканальным".
Для начала давайте разберемся, что означает это новое слово.
Омниканальность – это маркетинговый термин, обозначающий объединение различных каналов коммуникации в единую систему. Его значение проще понять через термин "мультиканальность": если этимологически "multi" означает "много", то "оmni" означает "всё".
Омниканальные потребители – это, в основном, молодые люди, которые живут в городах, активно используют технологии во всех сферах жизни и отличаются высокой уверенностью в своем будущем, поясняет Лищук.
А вы омниканальны? Тогда производитель идет к вам!
Омниканальные потребители – это активные покупатели в разных категориях, включая электронику, путешествия, рестораны. А еще они любят пробовать новые способы покупок. В финансовом секторе это, например, безналичный способ оплаты с помощью смартфона. В медийной – использование нескольких гаджетов и новейших площадок для просмотра видеоконтента.
А еще омниканальный потребитель стремится к здоровому образу жизни, питается натуральной и органической едой и "по-новому" покупает товары онлайн. Например, в США 18% онлайн-покупок товаров повседневного спроса приходится на "подписку".
Омниканальные потребители по определению вовлечены и требовательны – это и делает их такими привлекательными для производителей и продавцов. Эти потребители нового типа ищут новые товары и услуги, пользуются новыми доступными технологиями, но при этом умеют считать деньги и желают получить от компании ощутимую выгоду.
В The Demand Institute, организации-партнере Nielsen, подсчитали: в 2015 году в мире насчитывалось 1,5 млрд. таких потребителей, а к 2025-му их число удвоится.