Как устроен табачный рынок
В ларьках пропадают самые ходовые марки сигарет, вместо них приходится покупать что-то непривычное или более дорогую продукцию. Уже все знают, что проблемы возникли из-за того, что у крупнейшего дистрибьютора табачной продукции компании "Tedis Украина" силовики арестовали счета и продукцию на складах. Но далеко не все понимают, почему же из-за этого нет их любимых сигарет в ларьках.
- Ну не может же быть такого, что из-за одной компании страдают все курящие в стране, - бросил в сердцах сотрудник, который с утра обошел все магазины и ларьки в поисках любимых сигарет. - Неужели никто кроме них не может продавать сигареты?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, как устроен табачный рынок. Фабрики, которые производят сигареты, по-прежнему работают. С ними все нормально. Но вот доставить товар со складов компаний-производителей в магазины и ларьки может только одна компания, работу которой заблокировали силовики. Вот такой парадокс.
Почему так произошло, что все производители вынуждены были реализовывать продукцию через одного дистрибьютора? Как вы понимаете, это произошло не совсем естественным путем. По слухам, при прошлой власти обязательными условиями работы табачных компаний на украинском рынке было два: реализация продукции через одну компанию и не возмущаться тем, что одна из фабрик в восточном регионе выпускает поддельные марки сигарет без уплаты каких-либо налогов. Насколько эти слухи имеют под собой основание, как раз и должны разобраться правоохранительные органы.
Но вернемся к сигаретному рынку. Несмотря на то что старая власть пустилась в бега, после революции ситуация с распределением сигарет в Украине не изменилась - в 2014 и 2015 годах 100% произведенных в Украине сигарет были реализованы "Тедису". Правда, Антимонопольный комитет нашел в себе силы и в декабре 2016 года оштрафовал монополиста на 431 млн гривен. Но конкурентов на рынке от этого штрафа не прибавилось.
Почему хлеб возят, а сигареты нет?
- А почему производители сами не могут начать продавать сигареты? - не унимался мой знакомый. - Пусть сами возят по ларькам. Почему хлеб возят, а сигареты - нет?
Во-первых, потому что на торговлю хлебом не нужны лицензии. А для того, чтобы начать торговать сигаретами, нужно оформлять отдельные бумаги - для оптовой и розничной торговли. Во-вторых, ни один производитель не сможет быстро наладить дистрибуцию продукции. Хлебную машину загрузили, и она развезла булки по ближайшим магазинам в радиусе нескольких километров.
С табачным рынком все иначе. Одна фабрика производит сигареты для всей страны. Вот и получается: для того чтобы пачка сигарет, которая была сделана в Киеве, доехала до условного Львова, она должна попасть сначала на киевский склад, потом быть загруженной в машину, перевезена на местный склад, а оттуда уже небольшими партиями ее доставят в магазины и ларьки. Ни складов, ни машин, ни специально под это дело нанятого персонала у производителей сигарет нет. На создание подобной дистрибуторской компании, которая обеспечит потребности хотя бы одного региона, уйдут как минимум месяцы. Вот и страдают курильщики из-за того, что рынок сбыта табака был в свое время монополизирован.