22 ноября
Загрузить еще

Взлет цен, тарифов и курса: чем обернется для Украины "национализация" в Донбассе

Взлет цен, тарифов и курса: чем обернется для Украины
Фото: Фото: steelwork.com.ua

На предприятиях с украинской юрисдикцией в "ДНР" и "ЛНР" введено "внешнее государственное управление". В том, как теперь могут развиваться события и чем это чревато для Украины, "КП" в Украине" спросила экспертов.

Практически все они говорят, что делать конкретные прогнозы очень сложно: исходных данных явно недостаточно, до конца неясно, проходит "национализация" или ее имитация, а инсайдерская информация слишком противоречива. Тем не менее, некоторые последствия можно прогнозировать с достаточно большой долей вероятности.

*Наши эксперты:

Андрей Вигиринский, аналитик

Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий

Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра

1. Потери бюджета

Налоги в бюджет с неподконтрольных территорий будут заблокированы. Причина очевидна: юрлицо, зарегистрированное в Украине (ДТЭК), по факту не будет осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку потеряет управление над процессом. По разным подсчетам потери только в металлургии составят 4 млрд, а общие потери - порядка 30 млрд. грн. в год.

2. Падение экономики

Роста ВВП при таком раскладе не будет – в лучшем случае по году выйдем в ноль. При этом возрастает вероятность того, что экономика уйдет "в минус".

3. Проблемы на связанных предприятиях

"Национализированные" предприятия, скорее всего, остановятся. А параллельно с ними остановятся технологически связанные с ними предприятия в Украине.

Сильнее других ощутят на себе потери предприятия в Днепре, Каменском, Мариуполе и Харькове. Впрочем, в той или иной степени это затронет всю Украину. Ведь пострадают не только металлургические заводы, но и предприятия, специализирующие на производстве труб, арматуры, машин и оборудования для донбасских заводов и шахт и т.д.

4. Взлет цен

Эксперты не исключают, что СБУ не даст возможности торговать с "национализированными" предприятиями, и уголь пойдет в Украину в обход – через территорию РФ. Это повысит стоимость логистики, и, как следствие, самого угля.

Не исключены проблемы и в сфере поставок электричества. Та же Авдеевка снабжается электричеством с Кураховской ТЭС, а север Луганской области получает энергию из ЛНР.

На контролируемой территории пострадает машиностроение, существенно возрастет стоимость металла и проката, поскольку многое нужно будет замещать импортными компонентами. Все это приведет к росту цен.

5. Рост тарифов

Поменяется расклад на энергетическом рынке. Лишившись своего угля, ДТЭК теряет главный источник своей сверхприбыли, и, чтобы избежать банкротства, ему будет необходимо дальнейшее повышение тарифов.

6. Курс уйдет за 30

Для украинцев все эти события чреваты ростом курса доллара. Минус 3 млрд. долларов экспорта и плюс дополнительная нагрузка на импорт (уголь за валюту покупать придется по цене 80 и больше долларов за тонну) приведут к тому, что валюты для обеспечения импорта не хватит. Ее начнут активно покупать, и в результате курс уйдет вверх за 30.

7. Увеличение безработицы

Сотрудники "национализированных" предприятий останутся без работы, поскольку собственник предприятий заявит об экспроприации и, соответственно, не будет осуществлять производство и реализацию. Более того: продукция предприятий будет не нужна ни на западе (куда невозможно будет осуществлять экспорт), ни на востоке (РФ не сможет официально ее приобретать, поскольку это нарушает международные нормы). Как следствие - 75-100 тысяч украинцев станут безработными.

8. Крест на инвестициях

В Украине и так не самый лучший инвестиционный климат, но нынешняя ситуация и вовсе ставит на возможных инвестициях жирный крест. Ситуация со стороны выглядит, мягко говоря, не лучшим образом: ультиматумы, разрывы цепочек, закрытие предприятий. Еще больше проблему усугубляет то, что "катализатором" выступила блокировка железной дороги. Ни европейцам, ни американцам никогда не понять, почему какие-то люди с оружием могут блокировать в Украине железную дорогу, а правительство самоустраняется от решения проблемы, предпочитая наблюдать за развитием событий со стороны.